Найти в Дзене
Evgenya Brykina

Образ Дориана Грея в романе и кино.

Оглавление

Характеристика образа Дориана Грея – один из наиболее спорных вопросов в произведении Уайльда, так как герой очень неоднозначен. Его нельзя назвать добрым или злым, красивым или уродливым, милосердным или жестоким. Все эти качества сливаются в Грее, и каждый читатель видит в нем то, что ему хочется видеть.

Образ развивается на протяжении всего романа. Сначала это юный молодой человек, который не осознает своей красоты и ее влияния на людей. Но стоит ему встретиться с лордом Генри, его темные стороны выходят наружу. Далее – бесконечный поток аморальных поступков, осознание своих грехов и попытки выйти из порочного круга, которые заканчиваются полным крахом. Всю жизнь герой несет свои грехи за собой в образе портрета.

История создания

Характеристика образа Дориана Грея будет не полной без почти мистической предыстории создания и главного героя, и романа.

Оскар Уайльд был самобытным творцом своих произведений и героев. Все его образы не появлялись из ниоткуда, а были созданы самой жизнью. Так вышло и с его единственным опубликованным романом, история замысла которого интересна не менее самого произведения.

Писатель был другом известного в то время лондонского художника Бэзила Уорда. Однажды, проводя время за приятными беседами в его мастерской, писатель увидел очень красивого юношу. Пораженный красотой натурщика, писатель произнес целую печальную речь о том, как неумолимо время, которое вскоре оставит свой след на прекрасном лице юноши. На это художник полушутя сказал, что будет каждый год рисовать портрет мальчика, чтобы вместо него «старели» портреты.

Внешность

Все описание внешности Дориана в романе сводится к нескольким фразам: «…ясные голубые глаза, золотистые кудри, изящный рисунок алого рта».

Более интересно описание героя через отношение к нему других персонажей романа. Бэзил Холлуард по-настоящему боготворит Дориана, а его возлюбленная – Сибилла Вэйн – называет его Прекрасным Принцем. Отношение лорда Генри трудно охарактеризовать, ведь он и создал образ, который проходит через весь роман. Влияние Гарри на Дориана огромно. Он начинает говорить его фразами, думать его суждениями, а лорд Генри рад тому, что смог «передать ему свою душу».

Развитие героя

Попав под влияние лорда Генри, Дориан начинает мечтать о вечной молодости, он желает, чтобы вместо него старел его портрет, а он оставался вечно молодым.

Самоубийство молодой актрисы Сибилы Вэйн, сначала очаровавшей Дориана своей игрой, а затем жестоко отвергнутой им, помогает герою обнаружить, что его мечты воплотились в жизнь. Следы жестокого поступка проступают на портрете в то время, как лицо Грея по-прежнему является образом совершенной красоты.

Так в форме фантастического вымысла Уайльд воплощает свою мысль о том, что искусство выше жизни. «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»,- утверждал он.

Скрытый от человеческих глаз, портрет становится летописью жизни Дориана Грея, потворствующего всем порокам. Некогда целомудренный и светлый юноша, изображенный на портрете, превращается в ужасного морщинистого старика. Венцом всех преступлений, совершенных Греем, становится убийство Бэзила Холлуарда - творца таинственного двойника, освободившего героя от всех моральных обязательств перед жизнью. Уничтожив создателя портрета, Грей решает избавиться и от самого портрета - немого свидетеля всех преступлений. Однако удар ножа, с помощью которого он хочет прервать сверхъестественную жизнь его души в портрете, обрывает и его собственную жизнь. Портрет, являющий Дориана во всем блеске его дивной молодости, и увядшее, отталкивающее тело старика предстают взору тех, кто находит его.

Образ в фильмах

Экранизация 1968 года. СССР, режиссер Виктор Турбин.

Внешность Дориана Грея (Валерий Бабятинский) соответствует описанию в книге, но сам актер не смог полностью передать душевные изменения героя. Грей, при всём его обаянии, походил на простодушного ребёнка всё отведённое ему время, хотя на деле он постепенно превращался в порочное дитя, не считающееся с совестью и моралью. И этой порочности как раз недостаёт. Конечно, Бабятинский неплохо справляется со своей задачей, но сам типаж актёра для большего попадания в образ мог быть несколько другим. Стоит отметить буквально детальное соответствие первоисточнику. Сохранено все, вплоть до диалогов и монологов, что немало важно в таком произведении.

"Портрет Дориана Грея" 1968
"Портрет Дориана Грея" 1968

Экранизация 2009 года. Великобритания, режиссер Оливер Паркер

Как и внешность (актер Бен Барнс кареглазый брюнет), так и образ Дориана Грея сильно искажены. Скорее всего, это навеяно новыми течениями в кинематографе: много откровенных и аморальных сцен. Как отдельное произведение фильм хорош, но первоисточник гораздо лучше. Чего только стоят высказывания лорда Генри, которые в фильме практически отсутствуют. С другой стороны, фильм замотивирует прочитать книгу, которая, безусловно, этого достойна.

"Дориан Грей" 2009
"Дориан Грей" 2009