Найти тему
Новости Тольятти

Самуил Маршак: Красивейшие по наследству Музы знаменитого поэта

1. Сестра Сусанна 2. Дочь Натанель 3. Жена София 4. Самуил Маршак. Фото 1915 года
1. Сестра Сусанна 2. Дочь Натанель 3. Жена София 4. Самуил Маршак. Фото 1915 года

Познакомился с Софьей Мильвидскрй — студенткой химфака университета, девушкой очень стройной и настолько изящной, что подруги частенько шутили: «Мильвидская, смотри — сломаешься». Отец Софьи был необычайно красивым человеком, и дочь унаследовала его красоту.

Даже маленькие дети, еще, возможно, сами не умеющие складывать буквы и слоги в слова, с любовью и уважением произносят имя Маршака. За этим словом в их воображении живет необыкновенно интересный человек, который так здорово рассказывает про «рассеянного с улицы Бассейной» и «кошкин дом», про Робина-Бобина и новогодние подснежники, про «вересковый мед» и про «дом, который построил Джек»!

А взрослые не только с удовольствием читают его стихи, но еще часто кладут их на музыку, чтобы на свете стало больше песен о любви…

Его величество Случай

Родился будущий писатель поэт, переводчик, критик и драматург 3 ноября 1887 года в Воронеже, в небогатой семье заводского техника. В гимназии учитель словесности считал юного Маршака вундеркиндом и, привив ему любовь к классической поэзии, всячески поощрял его первые литературные опыты.

В жизни всегда многое зависит от случая. Так и в судьбе Маршака Его Величество Случай сыграл большую роль. В 1902-м семья переехала в Петербург. И здесь, совершенно случайно, одна из поэтических тетрадей пятнадцатилетнего Самуила попала в руки известного русского критика и искусствоведа В.В. Стасова. Это изменило всю жизнь Маршака: Стасов, пришедший в восторг от стихов юноши, принял горячее участие в его судьбе, помог определиться в одну из лучших петербургских гимназий и дал возможность все свободное время проводить в публичной библиотеке.

Еще два человека: Максим Горький и Федор Иванович Шаляпин — сыграли большую роль в судьбе Маршака. Познакомившись с ним в доме Стасова, отнеслись к нему очень заинтересованно — их усилиями и на их средства Маршак два года учился в Ялтинской гимназии.

Вернувшись в Петербург и перейдя из разряда вундеркиндов в разряд молодого перспективного дарования, Маршак начал сотрудничать с одним из популярнейших российских журналов того времени — «Сатирикон». А уже в 1907 году из печати вышел его первый поэтический сборник — «Сиониды», посвященный еврейской тематике…

В 1911 году Самуил Маршак, в качестве корреспондента двух петербургских изданий — «Всеобщей газеты» и «Синего журнала», — в группе еврейской молодежи совершил довольно длительное, полугодовое, путешествие по Ближнему Востоку — с продолжительными остановками в разных пунктах, например, в Иерусалиме.

Это первое заграничное путешествие Самуила Маршака ознаменовалось прекрасными лирическими стихотворениями, родившимися в поездке, дало обилие впечатлений и знаний, расширило общую культуру и творческие возможности. И кроме того, привело к осознанию правильности намеченного им для себя пути.

Софья и Натанель — две музы

А еще эти полгода странствований по чужим берегам подарили ему чудесного спутника — и на поездку, и, как оказалось, на всю жизнь. На пароходе, плывущем в Палестину, Маршак познакомился с Софьей Мильвидскрй — студенткой химфака университета, девушкой очень стройной и настолько изящной, что подруги частенько шутили: «Мильвидская, смотри — сломаешься». Отец Софьи был необычайно красивым человеком, и дочь унаследовала его красоту.

Познакомившись и проникшись друг к другу необыкновенной симпатией, молодые люди уже не расставались ни на миг, а вскоре по возвращении они поженились.

И, конечно же, Софья Михайловна с этого времени и до конца жизни оставалась музой писателя. Несмотря на разницу в темпераментах, она прекрасно понимала мужа, поддерживала его в начинаниях и многое сделала для развития его таланта.

…В конце сентября 1912 года супруги Маршак отправились в Англию. Там они совершенствовали свое образование: Самуил учился сначала в политехникуме, затем два года посещал лекции на филологическом факультете Лондонского университета.

В 1914 году семья увеличилась — Софья родила девочку, которую счастливые родители нарекли Натанелью…

Вскоре после начала Первой мировой войны семья Маршаков вернулась на родину.

Ну не могло так оказаться, чтобы у писателя, написавшего много замечательных произведений для детей, не было маленькой музы, вдохновлявшей его на искренние и добрые строчки, радовавшие не одно поколение малышни… Была, но вдохновение и бесконечная любовь к детям, рождавшиеся в его душе, были связаны с одним очень печальным воспоминанием.

В 1915 году Маршак вместе с женой приехал в Воронеж. Он должен был призываться на фронт по месту рождения. Однако в армию его не взяли из-за плохого зрения. Тем не менее, Маршак задержался в Воронеже на два года. Город был заполнен беженцами, Маршак старался им помочь, а позже рассказывал, что общение с детьми беженцев стало стимулом к написанию стихов для маленьких.

Но было и еще одно обстоятельство, оказавшее на него влияние — и обстоятельство весьма трагичное. Горе пришло в семью Маршаков в виде самовара с кипящей водой, который их годовалая дочь Натанель случайно опрокинула на себя. От полученных ожогов она вскоре скончалась в больнице…

Любимый образ маленькой девочки, угасшей в самом начале жизни, всегда оставался в памяти и душе Самуила Маршака. И свою любовь к ней он пронес через всю жизнь в строчках своих произведений: мудрых для взрослых и понятных детям.

Один из хорошо знавших чету Маршаков людей как-то сказал: «Тем, что Маршак осуществился Маршаком, мы обязаны Софии Михайловне…»

И действительно, став Маршаку и женой, и музой, она смогла всю жизнь успешно совмещать эти две ипостаси. Умная и строгая, стойкая и мужественная, терпеливая и заботливая, все понимающая женщина была рядом с ним почти сорок два года. Они вместе пережили немало радости и горя, надежд и тревог, но никогда не теряли жизненной стойкости.

Жестокая судьба отняла у них двоих детей: погибшую в младенчестве Натанель и сына Якова, умершего в 20 лет от тяжелой болезни. И, тем не менее, супруги не замкнулись в своем горе, не утратили присущую им доброжелательность к людям, всегда оставались готовыми помочь всем, чем угодно каждому нуждающемуся…

«Детский городок», «Воробей» и «Робинзон»

В годы революции и Гражданской войны Маршаку довелось поколесить по стране, неоднократно пересекая ее с севера на юг. В 1920 году он осел в Екатеринодаре (ныне — Краснодар). И здесь впервые проявились другие маршаковские таланты — организатора и, как бы сейчас сказали, креативщика: писатель кипел идеями, которые сам же и реализовывал.

За два года Маршак создал в Екатеринодаре так называемый «Детский городок» — целый комплекс детских учреждений, включавший в себя школу, библиотеку, мастерские и один из первых в России театр юного зрителя, для которого он сам пишет первые пьесы.

В конце 1922 года семья Маршака переехала в Петроград, где Самуил Яковлевич вскоре стал заведующим литературно-репертуарной частью Петроградского Театра юных зрителей. А вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака для маленьких читателей, мгновенно завоевавшие любовь и признание у этих я самых «маленьких читателей»: «Детки в клетке» и «Пожар», «Сказка о глупом мышонке» и «Багаж», «Вот какой рассеянный» и «Дом, который построил Джек».

В 1923 году Маршак организовал детский журнал «Воробей» (в 1924-1925-м — «Новый Робинзон») и стал его редактором. В этих журналах впервые были опубликованы произведения Бориса Житкова, Виталия Бианки, Евгения Шварца — будущих классиков детской отечественной литературы. Среди тех, кому Маршак открыл дорогу в большую литературу, можно назвать Леонида Пантелеева и Григория Белых (авторов «Республики ШКИД»), Даниила Хармса, Николая Заболоцкого и другие. Поэтому совершенно справедливо и вполне заслуженно Горький в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1938 году семья писателя — сам Самуил Яковлевич, Софья Михайловна и два их сына, Яков и Иммануэль, — переселилась в Москву.

Наставление без принуждения и скуки

Маршак, старательно обходя литературные «митинги» и дрязги, не стремясь попасть в президиумы и на съезды, продолжал много работать. С раннего утра и до сумерек в его комнате раздавался непрерывный стук печатной машинки, лишь по вечерам он выходил прогуляться по маленьким и тихим улочкам Москвы. Даже на дружеских посиделках он не любил тратить время на болтовню ни о чем.

Кстати, одним из его приятелей был известный ученый, профессор МГУ, Иван Каблуков, за которым водились периодически выдаваемые фразы типа «знако лицомое» или «домер нома». Естественно, профессор стал прототипом легендарного маршаковского героя — того самого «рассеянного с улицы Бассейной». Героя, написанного Маршаком с теплотой и юмором…

Вся страна не только знала «Самуила Яковлевича», но и с удовольствием читала, смотрела и слушала — в книгах, спектаклях и радиопостановках — его стихи и пьесы-сказки (некоторые из них до сих пор живут на театральных подмостках, на теле- и киноэкране) — «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи»…

Чем же притягивали произведениях Маршака? Корней Чуковский относился к маршаку с большим уважением и писал о нем так:

«В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей. Они попадают в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие — целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки».

Маршак творил во многих жанрах. Среди них: стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка, пьеса. И все это разнообразие чудесным образом сочеталось с удивительной легкостью, изяществом и виртуозной простотой. Неслучайно многие строчки из произведений Маршака — «стихов алмазной чеканки», как называл их Чуковский, до сих пор присутствуют в нашей живой разговорной речи

Венок из вереска

Практически во все время своей литературной деятельности (более 50 лет) Маршак продолжал сочинять и стихотворные фельетоны, и серьезную, «взрослую» лирику. Взрослому читателю он открыл прекрасный мир английской поэзии. Его переводы сонетов Уильяма Шекспира, песен и баллад Роберта Бернса, стихов Уильяма Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса, Р. Киплинга, Дж. Г. Байрона, Э. Лира, А.А. Милна, Р. Стивенсона стали классическими. В них он показал себя блестящим мастером, очень тонко чувствующим чужой язык и глубоко знающим и понимающим свой собственный.

Не менее хороши переводы Маршака и других поэтов — украинских, белорусских, литовских, армянских. Есть в его «собрании» и Генрих Гейне, и Джанни Родари, и даже Мао Цзэдун.

О качестве и значении переводов С.Я. Маршака, широте и силе его таланта может свидетельствовать тот факт, что за переводы из Роберта Бернса Самуил Яковлевич был удостоен звания почетного гражданина Шотландии, а на похороны писателя с родины Бернса был прислан венок из вереска…

Отражения в стекле…

Писатель два раза награждался орденом Ленина (в 1939 и в 1957 годах). В 1945 году получил орден Отечественной войны 1-й степени, в 1947-м — орден Трудового Красного Знамени.

Однажды, в пору своих философских раздумий, Самуил Яковлевич написал такие строки:

Все те, кто дышит на земле,

При всем их самомнении —

Лишь отражения в стекле,

Ни более, ни менее…

Однако, возражая сам себе, он всегда старался улучшить жизнь — тем, кто «лишь отражения в стекле», кто пришел в этот мир, кто вдохнул этот воздух, кто любит и любим… А он любил всех- «всех тех, кто дышит на земле…». Но больше всех — одну.

Софья Михайловна Маршак умерла 24 сентября 1953 года. Самуил Яковлевич очень тяжело переживал кончину жены, а облик ее сохранил для себя и для нас в нескольких строках:

Колышутся тихо цветы на могиле

От легкой воздушной струи.

И в каждом качанье негнущихся лилий

Я вижу движенья твои.

Порою печальна, подчас безутешна,

Была ты чужда суеты

И двигалась стройно, неслышно, неспешно,

Как строгие эти цветы.

Самуил Яковлевич Маршак пережил жену на 11 лет и скончался 4 июля 1964 года в Москве, он похоронен на Новодевичьем кладбище…

Первые читатели стихов Маршака уже давным-давно стали прадедушками и прабабушками. В мир приходят новые поколения — но и им не обойтись без веселых, остроумных и поучительных книг доброго волшебника. Никто из нас не расстается с Маршаком на всю жизнь — становясь старше, мы приходим к его «взрослым» произведениям, а там уже приходит пора вновь возвращаться к детским — уже с нашими детьми и внуками…

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com