Уход людей в мир иной – всегда загадка.
И можно задавать очень много почему?
Почему одни умирают старыми, а другими молодыми? Почему одни мучатся перед смертью, а другие нет? Почему умирают младенцы? Почему некоторые старики, которые уже и устали жить, а все не могут умереть? Почему одни умирают от малейшего заболевания, а других не может скосить даже грозная болезнь? Почему одни чувствуют приближение смерти, а другие нет?..
Ну и – так далее.
Однако у нас есть свидетельства как Иисуса Христа, так и святых отцов Православной Церкви, которые могут пролить свет на некоторые вопросы.
Наш Господь Иисус Христос, возражая на заявление саддукеев об отсутствие воскресения, сказал:
«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Лк. 20.38.
Это и есть методологический ключ, который и надо применять к, казалось бы, всем неразрешимым вопросам и загадкам, связанным со смертью.
Итак, для Бога смерти нет – есть переход.
Переход из одного состояния в другое, из одной среды в другую, из одного класса в другой, из одной школы в другую…
Кстати, последнее сравнение весьма продуктивно.
Сравнение и даже олицетворение – с образовательной системой и переводом из класса в класс.
Современная школа слишком извращена – она переводит всех и всегда.
А вот в советской действовал строгий принцип: пока не усвоил программу – оставайся на второй год обучения.
Ученик должен был усвоить программу – и тогда ему открывалась дорога в следующий класс, естественно, с более сложной программой обучения.
А вот совсем необучаемых, когда это становилось уже явно для школьной администрации, переводили из обычной школы в специальные.
Ну, а для совершивших еще и преступления – открывалась прямая дорога в колонию для несовершеннолетних.
К чему все это педагогическое сравнение?
Оно имеет прямое отношение к рассматриваемой нами теме – перехода людей в мир иной.
Жизнь – это школа. Смерть – переход. Переход в другой класс – или на более высокий уровень обучения, или на более низкий в случае неусвоения программы.
А в крайнем случае – попадание в «колонию».
Переходы выше – это рай со всеми его бесчисленными по разнообразию «классами».
Переходы ниже – это ад, также различающийся по своим степеням «жесткости».
Ну а долгая жизнь – это попытка должного усвоения «программы» и ее закрепления в несомненных знаниях, умениях и навыках.
Впрочем, всякое сравнение не может не хромать. А уж тем более – сравнение с переходом в мир иной.
И тем не менее – опыт святых отцов говорит о подобном.
Вот что по этому поводу говорил практически наш современник – отец Иоанн Крестьянкин.
В одном из своих писем, обращаясь к человеку, потерявшего близкого, он пишет:
«Господь забирает в мир иной людей при двух определившихся обстоятельствах – когда это человеку во благо для Вечной жизни, или когда нет никакой надежды на обращение человека к лучшему, и он, преуспевая во зле, безнадежно в нем совершенствуется».
Посмотрите: все очень похоже.
Итак, первое обстоятельство – человек готов получить блага вечной жизни.
Разумеется, это может быть только в том случае, когда он усвоил уроки этой жизни, научился видеть в ней настоящее благо и стремиться к нему.
То есть – прошел главные уроки этой жизни по определению в сфере зла и блага.
Подобное стремится к подобному. Это значит, что и в вечной жизни такой человек будет все более прилепляться к еще большему благу, и его духовный рост продолжится и уже гораздо большими темпами.
Второе обстоятельство ухода из жизни должно нас всех повергать в трепет.
Кстати, в нем педагогическое олицетворение получает неожиданное продолжение.
Человек, оказывается, в этой жизни может совершенствоваться не только в благе, но и в зле.
Для некоторых людей – это становится чуть не главным призванием и смыслом жизни.
Он из нее усваивает только то, что учит его и дальше укрепляться во зле и совершенствоваться в его использовании и применении.
Что уж там говорить – об усвоении положенной программы?
Она или полностью игнорируется, или лицемерно имитируется для создания обманчивого имиджа и прикрытия.
Но Бог долготерпит.
Школа есть школа. Хорошая школа не будет сразу вышвыривать ученика из своих стен, а даст ему шанс исправиться и измениться
Такому «нерадивому ученику» раз за разом даются такие шансы на исправление.
Однако всему когда-то подходит конец.
Как школьная, так и небесная «администрация» приходит к выводу, что ученик «неисправим».
Что жизнь в этой школе – только портит его еще дальше: он не только сам делается хуже, но еще и становится «соблазном» для своих одноклассников.
И принимается решение – удаление из стен этой школы, то бишь из рамок этой жизни.
И отец Иоанн делает особый акцент на смертности современной молодежи, которая в этом контексте становится понятной:
«А жизнь-то какая сложная теперь, особенно для молодежи. Все ориентиры сметены, грех стал нормой жизни. И сколько материнских слез проливается, и нет никакой возможности утешить и ободрить, - ибо здешняя жизнь уже ходатайствует о гибели в вечности».
Подведем итог.
Да – именно два главных обстоятельства ухода из этой жизни:
- усвоенность уроков этой жизни и готовность к жизни Вечной;
- безнадежное укоснение во зле без надежды на исправление.
Однако отец Иоанн подчеркивает еще одно важное и в некотором смысле парадоксальное обстоятельство.
Оказывается, в любом случае – смерть будет благом для человека.
Как для переходящего в более высокие «райские» классы, так и для отправляющегося в «колонию» ада.
Бог есть любовь и в Его руках даже смерть становится инструментом любви.