Если первой на войне гибнет правда, то вторым — правосудие. С 1 мая вступили в силу поправки в Уголовный процессуальный кодекс Украины, регулирующий нормы уголовного производства. Основные поправки касаются порядка расследования преступлений во время военного положения.
- Сразу бросается в глаза значительное расширение полномочий следственных органов. Задержать без решения суда теперь можно на срок до 9 суток. Не хватило? Городской или районный прокурор своим решением может продлить этот срок до одного месяца.
Ну и вишенка:
«Срок содержания под стражей может продлеваться неоднократно в пределах срока досудебного расследования».
- Обыск теперь можно проводить без понятых. Правда в законе оговорено, что лишь в случае потенциальной опасности их жизни и здоровью — но ведь в условиях военного положения такая опасность существует практически всегда, верно?
- Процессуальный кодекс предусматривает чёткие сроки ведения досудебного следствия. Но теперь его можно приостанавливать. Подозреваемый при этом остаётся под стражей: срок ведь теперь продлевается неоднократно, пока идёт расследование? Ну а фактическая бессрочность расследования означает и бессрочность нахождения под стражей.
Важное уточнение: срок нахождения под стражей засчитывается человеку в срок тюремного заключения. Но считается лишь процессуальный срок. И если кто-то просидит под стражей полгода, из которых на досудебное расследование будут приходиться только 15 дней, а в остальное его будут просто держать под замком, — то никто эти 5,5 месяцев ему потом не зачтёт.
- Наконец, теперь процессуальные действия можно совершать ночью. Да-да, хрестоматийные обыски в 3 часа ночи, «…чёрные фары у соседних ворот».
В нашем канале мы постоянно обращаем внимание на вал уголовных производств по «сепаратистским» статьям Криминального кодекса Украины. Пишем о том, как люди пропадают и «обнаруживаются» уже в СИЗО.
Ссылка на военное положение лишь камуфлирует то, что данные послабления выгодны следствию и упрощают ему работу по фабрикации дел в отношении украинцев, настроенных к России лояльно или хотя бы невраждебно.
И всё же есть кое-что, что законодатели позабыли. Судить тоже можно было бы по военному, «тройками»: активист, боец теробороны, нацист из «Азова».
#РепортёрНовости
#украина