Найти в Дзене

Вдова Клико – леди с мужским характером, воспетая в стихах и прозе

У всех на слуху название знаменитого бренда Veuve Clicquo («Вдова Клико»), но не все знают историю его создания.

А начинается она с того, как в 1805 году умная, прекрасно образованная молодая женщина по имени Барба-Николь Понсарде́н Клико потеряла мужа, скончавшегося от брюшного тифа. К тому моменту Николь было меньше тридцати лет.

Николь Клико - основательница знаменитого бренда Veuve Clicquo
Николь Клико - основательница знаменитого бренда Veuve Clicquo

На ее плечи упал бизнес покойного супруга – целый шампанский дом с гектарами виноградников и километрами подвалов для хранения вин. Несмотря на то, что на руках у Николь осталась маленькая дочь Клементина, молодая вдова решила не нанимать управленца, а лично взять на себя руководство компанией. Окружение крутило у виска и было уверено в том, что рассудок Николь помутнел из-за смерти мужа. Но молодая вдова не слушала пересуды своих сограждан, а бодро взялась за дело: покойный супруг многому научил ее, поскольку высоко ценил ее ум и способности. Таким образом, вопреки скептическому общественному мнению, Николь стала одной из первых леди в истинно мужском винном бизнесе и преуспела в нем так, что совершила настоящую революцию в производстве игристых вин.

Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико)
Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико)

Первым делом она расширила свои виноградники и высадила лучшие лозы. Затем принялась за усовершенствование технологии производства вина, вникая в физико-химические процессы изготовления игристого напитка. Именно она впервые придумала способ избавить шампанское от мутного осадка, который применяется по сей день – метод ремюажа и дегоржажа (то есть хранения бутылок вверх донышком и удаления осадка из замороженного горлышка); она ввела в моду использование специальных бокалов для шампанского – высоких и узких; она акцентировала внимание на узнаваемости бренда, добавив яркую оранжевую этикетку на бутылки; она стала одним из первых производителей розового шампанского, когда в 1818 году придумала добавлять к шампанскому красное вино из сорта Пино Нуар (до этого вина подкрашивали соком бузины для красоты).

Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико)
Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико)

Самый громкий коммерческий успех Николь Клико был связан с Российской Империей. Вопреки всем законам и запретам она нашла способ поставлять шампанское в Россию контрабандой в кофейных бочках через Кенигсберг. Таким образом, к 1812 году вся русская аристократия уже была влюблена в игристые напитки деловой француженки. А.С. Пушкин воспевал их в стихах: «Вдовы Клико благословенное вино в бутылке мерзлой для поэта на стол тотчас принесено...». А после поражения Наполеоновской армии за Российской Империей окончательно закрепилось звание главного рынка сбыта для марки «Вдова Клико»: теперь шампанское можно было ввозить беспрепятственно, с гордостью демонстрируя на бутылках фирменные оранжевые этикетки с монограммой VCP (Veuve Clicquot-Ponsardin).

Так, ломая все стереотипы и предрассудки своего времени, Николь Клико дожила до 88 лет и навсегда вошла в историю винного мира как женщина, совершившая невозможное – оставившая далеко позади всех конкурентов и превратившая дрожжевую шипучку в высококачественный элитный напиток.

Статья была интересна и полезна? Тогда подписывайтесь на канал!