У всех на слуху название знаменитого бренда Veuve Clicquo («Вдова Клико»), но не все знают историю его создания.
А начинается она с того, как в 1805 году умная, прекрасно образованная молодая женщина по имени Барба-Николь Понсарде́н Клико потеряла мужа, скончавшегося от брюшного тифа. К тому моменту Николь было меньше тридцати лет.
На ее плечи упал бизнес покойного супруга – целый шампанский дом с гектарами виноградников и километрами подвалов для хранения вин. Несмотря на то, что на руках у Николь осталась маленькая дочь Клементина, молодая вдова решила не нанимать управленца, а лично взять на себя руководство компанией. Окружение крутило у виска и было уверено в том, что рассудок Николь помутнел из-за смерти мужа. Но молодая вдова не слушала пересуды своих сограждан, а бодро взялась за дело: покойный супруг многому научил ее, поскольку высоко ценил ее ум и способности. Таким образом, вопреки скептическому общественному мнению, Николь стала одной из первых леди в истинно мужском винном бизнесе и преуспела в нем так, что совершила настоящую революцию в производстве игристых вин.
Первым делом она расширила свои виноградники и высадила лучшие лозы. Затем принялась за усовершенствование технологии производства вина, вникая в физико-химические процессы изготовления игристого напитка. Именно она впервые придумала способ избавить шампанское от мутного осадка, который применяется по сей день – метод ремюажа и дегоржажа (то есть хранения бутылок вверх донышком и удаления осадка из замороженного горлышка); она ввела в моду использование специальных бокалов для шампанского – высоких и узких; она акцентировала внимание на узнаваемости бренда, добавив яркую оранжевую этикетку на бутылки; она стала одним из первых производителей розового шампанского, когда в 1818 году придумала добавлять к шампанскому красное вино из сорта Пино Нуар (до этого вина подкрашивали соком бузины для красоты).
Самый громкий коммерческий успех Николь Клико был связан с Российской Империей. Вопреки всем законам и запретам она нашла способ поставлять шампанское в Россию контрабандой в кофейных бочках через Кенигсберг. Таким образом, к 1812 году вся русская аристократия уже была влюблена в игристые напитки деловой француженки. А.С. Пушкин воспевал их в стихах: «Вдовы Клико благословенное вино в бутылке мерзлой для поэта на стол тотчас принесено...». А после поражения Наполеоновской армии за Российской Империей окончательно закрепилось звание главного рынка сбыта для марки «Вдова Клико»: теперь шампанское можно было ввозить беспрепятственно, с гордостью демонстрируя на бутылках фирменные оранжевые этикетки с монограммой VCP (Veuve Clicquot-Ponsardin).
Так, ломая все стереотипы и предрассудки своего времени, Николь Клико дожила до 88 лет и навсегда вошла в историю винного мира как женщина, совершившая невозможное – оставившая далеко позади всех конкурентов и превратившая дрожжевую шипучку в высококачественный элитный напиток.
Статья была интересна и полезна? Тогда подписывайтесь на канал!