Введение
Подходит к концу еще один учебный год. Скоро школьники и учителя отправятся на долгожданные каникулы, все устали и очень ждут лета. Для кого-то лето – это только время отдыха, а для кого-то три месяца, которые остались для подготовки своего ребенка к школе.
Можно ли подготовиться к школе за 3 месяца? В принципе – да. Хотя это будет сложный и интенсивный процесс. Лучше, конечно, иметь в запасе чуть больше времени, но если такового нет, то попробуем осуществить задуманное за те месяцы, которые остались у нас в запасе.
Советы родителям будущих первоклассников
В сегодняшнем материале не буду давать Вам сложных и громоздких рекомендаций, а лишь нацелю на то, что нам предстоит с Вами пройти.
Для осуществления наших задумок нам в первую очередь понадобится 2 вещи – определить, как мы будем работать и над чем. Звучит так просто, и это подкупает.
1. Мы должны разработать план работы с ребенком.
Это и есть ответ на вопрос о том, как мы будем работать.
План может быть любым, главное – он должен быть удобен и Вам, и Вашему чаду. Стоит помнить, что заниматься проще с утра, лучше до обеда.
Хорошо составить с дочкой или сыном четкое расписание и следовать ему неукоснительно. Еще важно делать передышки или даже перекусы. И вот теперь, когда мы определились с формой, переходим к содержанию наших домашних уроков.
2. Мы должны определить, что ребенок должен знать и уметь
для того, чтобы без проблем отправиться в школьное путешествие по добыванию знаний.
Для ответа на этот вопрос стоит изучить требования МинОбра к современному первоклашке.
На основе требований мы получаем примерно такой список знаний, умений и навыков или в современной озвучке компетенций. Я разделила все навыки на несколько блоков, зачем? Расскажу чуть ниже, это очень важно.
Блок 1
1. Будущий школьник должен уметь рассказать о себе самую общую информацию. Имя, фамилия, возраст. Кто мама, папа, есть ли братья и сестры, бабушки, дедушки, домашние животные. Также неплохо научить ребенка внятно отвечать на вопрос о его хобби.
2. Знать дни недели, месяцы, год, который сейчас на дворе.
3. Ребенок должен знать, что день состоит из частей – утро, обед, вечер. Он должен понимать, что они из себя представляют.
4. Дошкольник должен иметь общие представления о своем теле, знать названия его частей – руки, ноги, голова, лоб, щеки и так далее.
5. Очень важные бытовые умения – одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, умываться, тщательно мыть руки, убирать за собой постель.
Блок 2
6. Читать детей учат в школе, но те из детей, кто садится за парту, даже не зная букв, сразу попадают в число отстающих. Поэтому учиться читать нужно.
7. Гласные и согласные – сложная для дошкольников классификация, но и о ней нужно иметь представление. Так как во многих детских садах дети проходят эти темы по программе. Если не отличать эти термины друг от друга, тоже легко попасть в число отстающих.
8. Кроме чтения есть еще один важный навык, с ним связанный. Речь идет об умении пересказывать текст. Это сложное умение, которое продолжает формироваться и дальше в школьной жизни. Но чем раньше мы начнем над ним работать, тем легче будет ребенку.
Блок 3
9. Будущие школьники должны уметь считать до 10 – вперед и назад. Легкие арифметические действия тоже бы неплохо объяснить еще до школы, опять же чтобы ребенок чувствовал себя уверенно рядом с другими сверстниками, например, прошедшими садовскую программу.
10. Еще одно математическое знание – это геометрические фигуры. Их нужно узнавать, это раз, кроме того нужно уметь еще и нарисовать их по заданию самостоятельно.
11. Ребенок должен знать названия основных цветов радуги и уметь их определять в реальном мире.
Блок 4
12. Рука ребенка должна быть готова к письму.
Всего одно это умение выведено мной в отдельный блок, так как его реализация проходит через всю подготовку ребенка к школе. Без него будет очень сложно и с письмом, и с математикой, и с окружающим миром и так далее.
Блок 5
13. Объяснить школьнику, в чем состоит роль ученика.
В школе дети выполняют роль ученика, а к ней есть определенные требования. Будущий школьник должен понимать, что школа и дом – это два разные места.
В школе – мы учимся (на уроке слушаем, не бегаем по классу, не играем в игрушки или телефон, не отвлекаем одноклассников и так далее), а дома нас ждут наши любимые близкие люди.
14. Будущий школьник должен слушать и слушаться учителя как того, кто призван научить чему-то новому и важному. Желательно воспитывать в ребенке еще до школы уважительное отношение к окружающим и к себе.
15. Нужно научить ребенка решать проблемы с одногодками без драк, мирно, используя силу слова, а не кулака.
Заключение
В заключении хочу сказать, что все блоки, обозначенные мной, соотносятся со школьными основными предметами, которые дети начнут изучать в 1 классе.
Это письмо, чтение, окружающий мир и математика. Именно так Вы можете и обозначить их в своем индивидуальном расписании, а дальше нам остается перейти к формированию конкретных компетенций. О них - в следующем материале.