Найти тему
Владимир Андреев

Давай сделаем это по-быстрому

Главный режиссёр калужского драмтеатра Роберт Манукян показал публике свой новый спектакль.

«Интимная комедия» по пьесе Ноэла Кауарда. Незатейливая история, впервые появившаяся на сцене почти сто лет назад, далеко не самая востребованная даже в период взлёта британского писателя, актера, музыканта. Плоский сюжет, этакая «шутка, записанная впопыхах на манжете».

Зачем калужскому драмтеатру в репертуаре такой спектакль? Быть может, он поставлен с прицелом на районные гастроли, на показы под юбилеи, когда театр сдает себя в аренду какому-нибудь предприятию. А ещё, этот спектакль наверняка с удовольствием и хохотом после коньячка в буфете будут смотреть те самые «тётки в свитерах».

-2

Минимализм оформления (художник-постановщик Владимир Мартиросов), видимо с расчетом, чтоб без проблем возить их по сельским клубам, четыре персонажа, что тоже удобно для гастролей, небольшая продолжительность спектакля, явно меньше указанного на сайте времени, - всё говорит о том, что «Интимная комедия» делалась под определенные условия эксплуатации.

Без сомнения, такая «заплатка» необходима любому театру. И, тем не менее, пришивать кусок старого холста на шелковое платье, согласитесь как-то необычно.

Пересказывать сюжет бессмысленно – он банален до оскомины. После первых десяти минут ясно, чем всё закончится, кто с кем останется интимствовать в финале. И здесь возникает самое важное: «Интимная комедия» тот случай, когда критически важно не «что произойдёт», а «как это происходит».

-3

Стиль нового главного режиссера театра уже достаточно чётко проглядывается: спокойный, почти ремесленный пересказ историй. Будто Роберт Манукян специально всегда «придерживает коней», не позволяя поднять вихрь от свободной и завораживающей скачки. Очень часто возникает предположение, что режиссёру лень копаться в отдельных нюансах и он попросту их «бросает», - появляются смысловые и «ролевые» провалы.

Последняя премьера, увы, не исключение. В этой истории, на мой взгляд необходима филигранная проработка каждой секунды существования на сцене всех четверых персонажей. Сюжет не вытянет, только игра актеров и режиссерская удаль, если хотите, могут уберечь от фиаско. «Сделать по-быстрому» - наверняка провалить спектакль.

«Интимная комедия» играется двумя актерскими составами. Говорят, что это два разных спектакля. Мне удалось посмотреть вариант с Ярославом Орляченко, Есенией Балахниной, Дмитрием Денисовым и Ириной Жёлтиковой.

-4

Ужасно, когда актер не знает, что ему делать на сцене. Элиот Чейз (Ярослав Орляченко) первые полчаса боксирует воздух, буквально, практически не останавливаясь. Это напрягает. Причем, если в первом акте он – немного быковатый мужлан, с признаками ограниченности интеллекта, то во втором акте перед нами совершенно другой персонаж.

-5

Умный, ироничный, понимающий. Однако при этом продолжающий наклонившись бросать реплики в попу партнёрши. Так лучше слышно? Или режиссер считает, что это смешно?

-6

Таким же непостоянством страдает и Виктор Принн (Дмитрий Денисов). Поначалу перед нами неудовлетворенный самец, несколько раз распахивающий халат перед своей женой. Отмечу, что реакция на это его супруги Аманды непонятна: она что на втором браке так и не разобралась в разнице анатомического сложения мужчины и женщины? Откуда такая неадекватная реакция на супружеский эксгибиционизм?

-7

Во втором акте Виктор – чуть плаксивый обиженный всеми закомплексованный подросток, готовый «побить больно» своего умыкнувшего жену соперника.

Оба мужских персонажа первого и второго актов будто из разных спектаклей. Что с ними произошло в антракте совершенно не понятно.

-8

Женская часть этой истории кажется более адекватной и понятной. Сибилла Чейз (Есения Балахнина) немного оторвана от общей линии сюжета. В общем-то всё происходит вокруг трио Элиота, Аманды и Виктора. И тем не менее, то, с какой непосредственностью она просит Элиота поцеловать ее, сесть рядом, ее обиды и отчаянные женские способы привлечь обретенного мужа вызывают улыбку понимания – да, она боится потерять мужчину. Однако того момента, когда Сибилла вдруг увидела в Викторе свою новую любовь нет. От этого и кидание подушек в финале друг в друга выглядит натянуто.

-9

Наконец, четвертый персонаж – Аманда (Ирина Жёлтикова). Паровоз всей постановки. Она тянет на себе всю историю. Тянет уверенно. Быть может чуть не хватает взбалмошности – черты характера, явно прописанного в пьесе. Ее Аманда временами будто вырывается из комедии и начинает играть мелодраму. Для чего это сделано, зачем режиссер настойчиво выводит Аманду на авансцену, на пыльную точку монологов тоже не ясно. Глубокая, надломленная душа русской женщины – это, простите, из другой оперы. Резкие переходы из одного состояния в другое попросту отвлекают. Ну нет в этой иностранной истории места «Почему люди не летают как птицы…», нет!

Кстати, использование одного и того же приема в одной постановке, как шутка, рассказанная в пятый раз. В «Интимной комедии» режиссер использует резкий переход от романтики, воспоминаний к действительности. Буквально: резко останавливается музыка. Особенно прием заметен в танцевальных сценах. Смотришь и пытаешься угадать: на каком такте музыка оборвется.

-10

Впрочем, сами танцы (хореограф Елена Юдина) – украшение спектакля. В них Аманда и Элиот живут ярко, чувственно и завораживающе. Танцевальные отношения рассказывают главную историю бурной и противоречивой, настоящей любви.

В 90-х годах прошлого века в калужском драмтеатре поставили спектакль «Подруга жизни». Худсовет (тогда они еще существовали) камня на камне не оставил от постановки, но оставил ее в репертуаре. В результате, спектакль шёл много лет и закончил свой век в клубе санатория «Воробьево». По просьбе главврача его показывали каждой смене сердечников, приезжавших в санаторий. Даже декорации потом уже не увозили – складировали там же. Театротерапия помогла тогда многим пациентам «Воробьево». Кто знает, быть может у «Интимной комедии» тоже длинная жизнь.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото из группы «Калужский областной драматический театр» в ВК.