Нет ничего лучше, чтобы отвлечься и восполнить душевное равновесие, чем отправиться на выставку – поглощать новое, прекрасное, ведь искусство – это свет, шедевры не создаются в темноте!
В Новой Третьяковке собрали чудесную экспозицию, посвященную позднему академизму. Звездой экспозиции стал Генрих Семирадский – гордость и слава Императорской Академии художеств.
Выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов» стала для меня открытием – я давно не встречала настолько осязаемых и чувственных работ. Тема сюжетов довольно необычная – античные времена, греческие сцены. Художник самые плодотворные творческие годы прожил в Риме, в окружении своих последователей и соратников по холсту, пропитываясь мифологией, историей и бытом Греции и Рима. Довольно большая статья собрана о нем на Википедии.
Одна из первых работ, которая встречает посетителей – огромное полотно «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», 1870. Сюжет основан на историях, дошедших до наших дней. Кратко: когда Македонский заболел, никто не вызвался лечить царя, кроме врача Филиппа. В момент, когда Македонский взял из рук врача лекарство, чтобы выпить его, царю принесли записку. Александр прочел ее и стал пить снадобье, в этот же момент он показал Филиппу записку, в которой царя предупреждали, что врач куплен и лекарство отравлено. Всю историю можно прочитать здесь.
Все эти античные и библейские сюжеты отличаются насыщенностью красок, детализацией, удивительной чуткостью к деталям.
Генрих Семирадский, «Праздник Вакха»,1890.
Генрих Семирадский, «Фантазия», около 1900. По мотивам парадного занавеса «Парнас» для Львовского городского театра (1900).
Глядя на эти работы, хочется цитировать подобное: «Настоящий художник никогда не видит мир таким, какой он есть, иначе это был бы не художник» (Оскар Уайльд).
Невероятное по своему масштабу полотно – «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», 1889.
Прямо с персональной выставки «Фрина» была куплена императором Александром III, в это же время государь впервые заявляет о намерении создать в Петербурге музей русского искусства.
Вот что художник писал сам о создании картины:
И еще детали:
Захватывает дух. Композиция центральная, напротив нее были места для сидения, чтобы посетители могли задержаться, остаться на какое-то время здесь, в этой точки, разглядывая все детали полотна.
Также на выставке были античные вазы и кувшины из музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, чтобы дополнить атмосферу и добавить впечатлений посетителям.
Сосуд из Помпей, начало XX века (копия с подлинника конца I века до н.э., Неаполь).
Генрих Семирадский, «У водоема», 1895.
Генрих Семирадский, «Трудный выбор (женщину или вазу?)». Римский патрицио в летах, присыщенный потребитель наслаждений и удовольствий задумался над покупкой…рабыня или дорогой сосуд?
В 1878 году, в Париже, на Всемирной выставке за эту картину и полотно «Светочи христианства» Семирадский был награжден большой золотой медалью и орденом Почетного легиона.
Генрих Семирадский, «Портрет молодой римлянки», 1889.
Генрих Семирадский, «Грешница»,1873. Работа создана по заказу великого князя Владимира Александровича по сюжету одноименной поэмы А.К. Толстого, а приобретена была великим князем Александром Александровичем.
За эту картину Семирадского тоже наградили – в Вене, на Всемирной выставке он получил медаль «За искусство». Также художник был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Полной версии картины у меня нет, поэтому я нашла ее в интернете:
А вот мои фрагменты:
Сплошные награды! Но есть за что, действительно – гениально!
Я всегда удивляюсь самолетам и их создателям, когда железная птица поднимает всех нас в воздух и летит, меня это приводит в восторг. Как человек мог такое сотворить? Каким гениальным умом и талантом надо обладать?! Глядя на эти шедевры, я задавалась теми же вопросами.
Генрих Семирадский, «По примеру богов», 1877.
Очень люблю фотографировать фрагменты и детали. Генрих Семирадский, «У источника», середина 1890-х.
Генрих Семирадский, «Опасный урок», конец XIX века.
Ну не чудо ли? Невозможно оторваться, обилие деталей притягивают внимание. Хочется рассматривать и рассматривать.
Генрих Семирадский, «Канатоходка», 1898.
Также на выставке были представлены и другие художники, следовавшие темам античности и мифологии.
Александр Сведомской, «Улица в Помпее», 1882.
Лоуренс Альма-Тадема, «Розы – наслаждение любви (приготовление к празднику)», 1987. Приобретено Николаем II на Всемирной выставке, 1900.
Убаюканные красотой картин, довольные, мы пошли вдоль набережной, чтобы обсудить наши впечатления и проветрится.
Проветрится действительно удалось – ветер такой сильный, что если распахнуть плащ, то можно улететь! На холоде встретили художников.
Дошли до ГЭС-2 и посмотрели со стороны на «Большую глину No4». И это тоже искусство. Но уже не Семирадский :)
Во дворике на Толмачевском переулке заглянули в сувенирный. Такое сказочное крошечное здание, класс!
Здесь же полюбовались усадьбой Демидовых.
Теперь в этом здании расположена научная педагогическая библиотека им. Ушинского.
Особое внимание привлекает чугунная ограда, отлитая единым элементом на заводе Демидова.
Очень рада началу весны, теперь можно гулять чаще, ведь темнеет позже, а значит и увидеть можно больше!
Искусство исцеляет, прогулка – добавляет сил.