Кажется странным, что Роберт Фальк (1886-1958) в свое время входил в скандально известное художественное объединение «Бубновый валет». В отличие от Лентулова, Машкова, Кончаловского, ничто в его творчестве не было направлено на эпатаж и скандальность. Искусствоведы даже называют его самым тихим из русских авангардистов.
Да, Фальк внимательно изучал Сезанна, Дега и других отцов нового искусства, но «сломать систему» никогда не стремился. Более того, уверял, что пишет как видит. Уже в поздние годы на вопрос жены, выдумывает ли он на одном из своих пейзажей «это огромное количество градаций зеленого цвета», Фальк ответил: «Моя живопись – только бледная тень того, что я вижу в природе, «реализовать» это мне не дано».
«Я люблю писать людей, природу, предметы», - говорил о себе Роберт Рафаилович. Эта триада оставалась неизменной до конца дней. Как и серьезнейшее отношение к живописи, принципиальный отказ размениваться на мелочи, писать то, к чему не лежит душа. Естественно, в СССР это популярности не прибавляло.
Последние лет 20 Фальк существовал словно «на окраине» художественного мира. Особенно тяжело стало после войны, когда началась борьба с «космополитами в искусстве». Картины не покупали, заказы не поступали. А Фальк в эти годы писал шедевр за шедевром. Теперь главным для него был не Сезанн, а Рембрандт с его «цветом судьбы» и проникновенностью.
Многие фигуры словно выхвачены лучом света, даже обычная «плебейская» картошка выглядит необычно. Линия, цвет, свет, форма – этого ему было достаточно, чтобы рассказать о времени и о себе.
Не ищите коз на последней картине :-) Это название местечка.