Найти в Дзене
History-thema

Общественный и государственный строй Спарты

Как и в других греческих полисах, формой выражения высшей власти в Спарте было народное собрание, называемое здесь апелла. В ней могли принимать участие все полноправные мужчины в возрасте от тридцати лет.

Апелла избирала совет тридцати старейшин — герусию, из числа спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и два царя (архагета), которые осуществляли верховное административное управление в государстве и командовали спартанским войском. Власть царей передавалась по наследству, но они отнюдь не были самодержавными монархами: их права и полномочия были строго регламентированы, они не должны были ничем выделяться в быту и образе жизни от других спартиатов, а любые их указания могли быть аннулированы апеллой или эфоратом.

Эфоры — государственные должностные лица, осуществлявшие надзор за сохранением традиционного спартанского общественного строя, с течением времени сосредотачивали в своих руках практически всю государственную власть, за народным собранием оставалось лишь подтверждение или отклонение принятых ими решений. Всего их было пять, они избирались апеллой. Постепенно именно они стали диктовать царям направления государственной политики, контролировали жизнь самих царей и даже могли заключить царя под стражу за плохое руководство войском.

Эфоры назначали трех гиппагретов — руководителей личной гвардии царя, состоявшей из трехсот воинов, которые в походе берегли силы, передвигаясь верхом на лошадях, а в бой шли, как все спартиаты, в пешем строю. Эфоры могли и низложить царя, так как в их ведении находилось толкование «небесных знамений», из которых они могли заключить, что древнегреческие божества перестали благоволить тому.

Один из самых известных спартанских царей Леонид I (годы правления: 491—480 годах до н. э.), погибший при Фермопилах. Художник: Жак Луи Давид
Один из самых известных спартанских царей Леонид I (годы правления: 491—480 годах до н. э.), погибший при Фермопилах. Художник: Жак Луи Давид

Эфоры избирались апеллой сроком на один год. Повторно выдвигать свою кандидатуру на должность эфора никто не мог, что препятствовало узурпации власти. Старейшины герусии избирались пожизненно.

В апелле, как правило, не велось никаких обсуждений или дебатов: участникам собрания высшими государственными лицами просто предлагалось готовое решение или кандидатура на должность эфора, старейшины (геронта) или военачальника, и поддерживающие его либо начинали громко кричать, либо расходились с противниками на две стороны. По числу кричавших или разделившихся руководители собрания определяли, поддержано предложенное решение большинством спартиатов или нет. Недолюбливавшие спартанцев афиняне называли такой способ голосования «диким».

Спартиаты всю жизнь сохраняли неприхотливость в быту. Они даже не носили обуви, и лишь во время дальних походов обматывали ноги кусками кожи. Государство регламентировало, как должны выглядеть дома спартиатов, какую они должны носить одежду.

Спартанцы прекрасно видели, что их общественный строй и уклад жизни очень отличается от таковых в других греческих полисах, и гордились этим. Несмотря на то, что их жизнь мелочно регулировалась общиной, они считали себя по-настоящему свободными: ведь они, в сущности, занимались только военной службой и охотой, а в их хозяйствах работали илоты. В то же время они очень ревностно оберегали свои законы, исполняли их с дотошной тщательностью.

-3

Сами спартиаты считали, что такое общественное устройство, веками сохранявшее равенство граждан, им «подарил» древний царь Ликург, который, стремясь искоренить бывшее причиной тяжелых государственных смут деление спартанцев на богатых и бедных, издал свод законов. Законы Ликурга и закрепляли общественный строй спартиатов. Издав этот свод законов, Ликург взял со спартанцев клятву ничего не изменять до его возвращения, затем покинул Лаконику и, чтобы не освобождать спартанцев от клятвы, уморил себя голодом.

Относительно историчности Ликурга мнения специалистов разделены. Некоторые считают его, несмотря на легендарный характер некоторых сведений о его биографии, вполне реальным лицом. Другие же больше склоняются к мнению, что Ликург — мифический персонаж, созданный, чтобы придать древнему спартанскому строю сакральное значение.

-4

Расходятся мнения историков и относительно того, действительно ли спартанский общественный строй был установлен искусственно в ходе преодоления вызванных социальным неравенством смут или же является пережитком первобытнообщинного строя. С одной стороны, трудно представить, чтобы давно отмершие формы общественного управления могли быть восстановлены искусственно в ходе государственного переворота. С другой стороны, ожесточенная борьба между богатой и знатной верхушкой общества и малоимущим населением — обычное явление для древнегреческих полисов, не характерное, однако, по понятным причинам для Спарты в ее классическую эпоху.

Однако причины долгой сохранности столь специфичного общественного и государственного строя в Лаконике видятся историкам достаточно прозаично. В отличие от других потомков древних завоевателей-дорийцев, спартиаты не стали смешиваться с более многочисленным исконным населением области. Они не просто захватили власть в Спарте, а поработили коренное население, заставили его безвозмездно обслуживать себя.

Естественно, они, будучи среди общего населения Лаконики в меньшинстве, оказались вынужденными постоянно быть готовыми подавлять восстания подвластного народа. А это было возможно только в условиях твердой военной организации и дисциплины, регулярных боевых упражнений и строгого внутреннего порядка и единства. Поэтому спартиаты так тщательно оберегали свое общество от социального расслоения, которое подорвало бы их внутреннюю сплоченность.

-5

Обычно спартанский государственный строй классифицируют как аристократический. Также предпринимались попытки представить его как олигархический и даже демократический. Но вернее будет сказать, что это был особый, узкоместный политический строй, не относящийся ни к какому из известных на то время в Древней Греции. Нельзя считать спартиатов-гомеев знатной прослойкой в прямом смысле этого слова, поскольку подвластное им население не было гражданским, т.е., не считалось народной частью, а было либо рабами (илоты), либо людьми, которым лишь «милостиво дозволялось» жить и работать на территории спартанского государства (периэки).

В целом общественный строй Лакедемона представлял собой иерархичную структуру, в которой все права принадлежали относительно малочисленным «хозяевам» — спартиатам, а уделом прочего населения было их обслуживать и повиноваться. Государственная политика ориентировалась только на интересы спартиатов, а не на интересы их слуг, и это не скрывалось. И в других греческих полисах Лаконика ассоциировалась только со спартиатами как с ее хозяевами, а не с периэками или илотами, пусть те были и более многочисленными.

Лаконика была лучше, чем другие древнегреческие области, обеспечена хлебом, так как в ней имелись достаточно широкие долины, удобные для пахоты. Но главное, за что другие греческие города ценили Спарту, было, конечно, совершенное боевое искусство ее войска.

-6

Полная версия статьи на сайте: https://history-thema.com/antichnaya-sparta-gorod-legend/

Мы рады видеть вас у себя в гостях😊 Ставьте 👍 👍Если не подписаны на нашу ленту - подписывайтесь🖍 Оставляйте комментарии. Позитивной весны 🌞🌿!!!

Еще в нашей ленте:

Автор: © history-thema.com / Условия копирования на сайте