«А я считаю, что ребенок должен пробовать разные занятия. Так он сможет найти то, что ему нравится», - говорит мне мой коллега, папа на тот момент пятилетней девочки. «Я так и делал, чем только не занимался. И плаванием, и шахматами, и рисованием, и футболом»….
Природная и приобретенная деликатность не позволяют мне возразить, хотя очень хочется. Потому что со спортом у коллеги точно не сложилось, человек он крайне не спортивный. С искусством и шахматами тоже.
И все же я задумалась, кто же из нас прав? Я, которая считаю, что ребенок должен заниматься одним-двумя направлениями и не прыгать с одного занятия на другое каждые пол года. Или он, который уверен, что для более гармоничного развития ребенка ему нужно дать возможность попробовать все.
Выскажу свое мнение мамы гимнастки с 8-летним опытом. И буду рада видеть в комментариях ваше мнение, в том числе (и даже особенно), если оно отличается от моего.
Почему я считаю что менять занятия вредно? Потому что у ребенка формируется привычка пробовать «верхи» и при первых же трудностях, а они есть в ЛЮБОМ занятии, бросать его и начинать что-то новое. И эта привычка останется с ним на всю жизнь!
Да, с одной стороны, в 4-5 лет родители могут здорово ошибиться с талантами и склонностями ребенка. Отправить его заниматься балетом, в то время как у него есть природные данные, а в более старшем возрасте возможно и желание, играть в футбол. И, конечно, нет ничего критичного в том, чтобы вовремя это заметить и поменять секцию или кружок.
Думаю, даже если выяснится, что футбол тоже не ваше, а малышу больше по вкусу большой теннис, и вы снова поменяете секцию, тоже ничего страшного не случится.
НО! Меняя секцию вы должны быть абсолютно уверены, что:
- Тот спорт, который вы выбрали изначально, ему действительно не подходит по его физическим или психоэмоциональным данным. Так бывает, это нормально.
- Выбирая следующую секцию, вы ориентируетесь именно на те физические и психоэмоциональные данные и природные таланты, которые вы уже выявили у ребенка. Ни на свои желания - я в детстве мечтал стать футболистом, но у меня не вышло, давай теперь ты исполняй мои мечты. Ни на капризы ребенка - у него друг пошел на футбол, и ему теперь тоже нужно. А на данные и таланты! Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Наблюдайте, ищите, проверяйте, нащупывайте, и вы с большой долей вероятности поймете, к чему ваш ребенок действительно склонен.
- Вы сможете водить его в эту секцию. У вас будет время. У вас будет финансовая возможность (не берем в расчёт форс-мажоры). Потому что нет ничего хуже, чем когда ребенок вынужден бросить любимую секцию, потому что родители устали или им вдруг стало сильно некогда/неохота этим заниматься.
Представьте, что ребенок занимается ЭТИМ спортом через 10 лет. Видите эту картину? Ложится она в вашу голову? Значит вы на верном пути.
Нужно ли спрашивать чего хочет сам ребенок? Конечно! Особенно, если ему уже больше 6-7 лет. В этом возрасте уже можно серьезно поговорить с ребенком, объяснить все плюсы и минусы нового спорта. И дать понять, что бросить просто по тому, что «что-то мне разонравилось» не получится.
Знаете, почему Маша до сих пор занимается гимнастикой? Потому что еще в 7 лет ей было сказано - придумай, каким спортом ты готова заниматься в ближайшие несколько лет вместо гимнастики. Как только придумаешь, мы сразу уйдем в этот спорт. Уже пять лет думает))