Найти в Дзене
Трудный русский

Удмуртские языческие боги

На религиозные верования удмуртов оказали влияние разные народы – ираноязычные, тюркские и русский. Так что, когда говорят о религии удмуртов, часто употребляют слово синкретизм – верования всех эти народов оставили тот или иной след. И несмотря ни на что удмурты сумели сохранить остатки собственных языческих верований.

Предлагаю посмотреть, какие собственные языческие боги были у удмуртов.

Общий для всех финно-угорских народов, самый главный – это бог неба Инмар. У финнов он зовется Ильмаринен, у марийцев – Йын и у коми – Ену. Инмар – это создатель всего хорошего.

Известны также Кылдысин, Куазь, Инву.

«Инву» в переводе означает «небесная влага». Это бог дождя, очень почитаемый среди земледельцев.

Кылдысин – бог плодородия. Имя образовано от древнего слова «кылдись» – «создающий, творящий, оплодотворяющий». Плодородие важно всем – и земледельцам, и животноводам, и людям. К этому богу обращались женщины. В некоторых поздних мифах Кылдысин выполнял роль посредника между Инмаром и людьми. У Кылдысина был двойник, обитавший внутри земли, ­– Му-Кылчин (Кылчин-мумы).

Божество по имени Куазь особо почиталось северными удмуртами. Считалось, что Куазь управляет погодой.

Среди ученых идут споры о том, разные ли это боги, или всего лишь другие имена того же Инмара. По крайней мере, в языческих молитвах произносили: «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе». Спорят исследователи и по поводу того, был ли Инмар изначально верховным богом или он стал считаться таковым под воздействием христианства.

Противостоит Инмару божество, которое стали называть Шайтаном (влияние ислама!). Другие его имена Керемет, Луд, Вукузё. Впрочем, удмурты не считали, что Инмар и Луд враждебны. Они полагали, что мир не может существовать без одного из них.

Упомянем еще божество по имени Мудор, ­– это покровитель родовой территории.

Следующим по авторитетности (а может и первым) был Воршуд (шуд вордысь)— первопредок, считающийся покровителем рода, семьи, дарующий счастье людям. У каждого рода, понятно, свой воршуд. Насчитывают около семидесяти имен Воршуда (воршудов?): Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и др.

В каждом удмуртском доме был воршудный короб, в который опускались разные приношения (серебряные монеты, беличьи шкурки, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева и т. п.).

Воршуда представляли как гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, человекоподобное существо, а иногда считали, что у него вообще нет образа.

Существовало до сорока божеств более низкого ранга, в которых верили древние удмурты: Вумурт, Вупуш — водяной; Гидмурт — дух хлева; Нюлэсмурт — дух леса; Тӧлпери — дух ветра; Коркамурт — домовой; Ягпери — дух бора; Лудмурт — дух луга и поля; Мунчомурт – банный дух; и др. Элемент имен этих божеств «мурт» («человек») часто заменялся словом «кузё» («хозяин»).

В удмуртском пантеоне были и богини: By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи), Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли); Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца); Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды).

Были боги, недобрые к человеку: Кыль, Мыж, Чер, Кутӥсь. Они насылали на людей болезни и всякие несчастья.

Многие боги изображались в виде деревянных и даже серебряных идолов.

В старину существовали специальные служители языческих богов, причем их роли были четко распределены.

Главным жрецом, произносящим молитвы, был вӧсясь. Его выбирали на двенадцать лет (иногда пожизненно). Вӧсясь обязательно должен был быть рыжим, так как рыжих, считалось, особенно любили боги.

Вторым по значимости был утись – заклинатель. Он производил обряды (куриськоны). Утись действовал с помощниками: один закалывал жертвенное животное, другой следит за жертвенным костром и так далее.

Имелись также знахари, шаманы – туно и тӧро, которые очень уважались в народе.

Кроме того, жрецы делились на две части: одни молились Инмару (исключительно днем), другие – Луду (по ночам). Хотя они не враждовали между собой, но старались не пересекаться.

Обряды проводились в специальном здании, которое называлось Куала. Были также особенные священные места (например священные рощи), где определенные обряды проводились в какие-то особенные дни.

Если вы знаете не из книг, а видели своими глазами, в какой степени все это сохранилось в наши дни, будем рады вашим дополнениям.

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА

Чем интересен удмуртский язык

Сходство лексики чувашского и некоторых финно-угорских языков

Как удмуртские географические названия вводятся в русский язык?

#фольклор #религия #язычество #народы россии #культура