Найти тему
Колдунов Фото

Освещение в портрете. Основы для начинающих

Оглавление

Вообще говоря, основы освещения включают в себя много факторов. Но сегодня поговорим о самом доступном из них — о направлении света.

Дело в том, что начинающие фотографы часто не имеют возможности влиять на характеристики источника света, такие как: размер, форма, цвет, мощность… Какой источник есть, с таким и приходится работать.

А вот на что действительно можно повлиять практически всегда — это направление света. О нём и пойдёт речь.

У фотографа есть два варианта управлять направлением света:

1) Перемещать источник(и) света.

2) Перемещать снимаемую сцену относительно имеющегося света.

Если в первом случае мы имеем дело с большими творческими возможностями для фотографа, то во втором случае мы будем ограничены имеющимися рамками.

То есть, например, если источник света — это окно в комнате, то фотографу приходится подстраиваться под него: выбирать точку съёмки, ракурс и композицию из ограниченного набора возможностей. И не всегда всё складывается удачно. Либо свет не нравится, либо композиция…

Да, мы можем немного управлять направлением света, например, с помощью светоотражателей или даже штор, открывая то одну часть окна, то другую.

Вот небольшое видео — пример того, как можно менять направление света в рамках одного окна:

Имея достаточный опыт и сноровку, можно расширять свои творческие возможности. Но всё равно, композиционно мы будем ограничены расположением окна в комнате.

Это ограничение создаёт большую проблему для новичков. Увлекаясь светом, можно забыть про композицию. Увлекаясь композицией, можно забыть про свет.

Когда вы тренируетесь работать с направлением света, попробуйте сначала самые простые композиционные решения. Например, портрет крупным планом, чтобы не думать про окружение.

Не самым плохим (хотя и довольно скучным) решением будет потренироваться на гипсовой голове. Что мы сейчас и проделаем.

Основные разновидности света по направлению


Направление света, обычно, указывается относительно оси направления объектива (то есть, относительно направления взгляда зрителя).

Разделение во многом условное, но мы попробуем обосновать каждый пункт и выделить его основные характерные черты.

1. Фронтальный свет. Направлен на модель со стороны фотоаппарата.

-2

Тени, которые отбрасывают объекты, практически не видны зрителю. А если и видны, то в виде узких полосок. Из-за этого зрителю сложно распознать объём и форму снимаемого объекта.

Важно отметить, что мы сейчас говорим о тенях, которые отбрасывают объекты, а не о неравномерной освещённости разных участков лица. Например, боковые части носа выглядят темнее, чем центральная его часть из-за того, что свет падает на них не перпендикулярно, а по касательной. Это не тень от носа, а именно неравномерность его освещённости.

Да, это даёт зрителю какую-то информацию об объёме, но в данном случае эта информация выглядит довольно путанной. Не вполне ясно, нос — это выпуклость или нос — это впадина. Такое запутанное освещение может вызвать дискомфорт у зрителя, поэтому пользоваться им нужно очень аккуратно.

Такое освещение часто называют «плоским». Типичный случай – свет от вспышки, встроенной в фотоаппарат.

2. Диагональный свет. Когда свет направлен чуть сбоку.

-3

Пожалуй, этот свет наиболее удобен для использования в портрете, особенно для новичков. Объёмы и формы лица читаются хорошо.

Но, у этого света есть особенности, о которых стоит помнить, если мы меняем высоту источника света. Об этом у нас на канале есть отдельная очень интересная статья.

Подбирать подходящий угол нужно исходя из ситуации и физиологических особенностей лица модели. Чем дальше вы отодвигаете источник света в сторону от оси направления объектива, тем больше становятся тени. Это может быть, как хорошо, так и плохо, в зависимости от ситуации. Но это сложная тема, которая выходит за рамки данной статьи.

Рассмотрим теперь крайний случай, когда мы отводим свет очень далеко.

3. Боковой свет. Когда свет направлен под углом 90 градусов к оси направления объектива фотоаппарата.

-4

К сожалению, я не догадался сделать чистый пример, где отсутствует отражённый свет на теневой стороне лица.

Попробую исправиться с помощью обработки:

-5

Вот это чистый боковой свет. И как видно из этих двух примеров, чистый боковой свет довольно специфичный и мало пригоден для съёмки.

Но если вы добавляете на теневую сторону чуть-чуть дополнительного света (как в первом случае на теневую сторону отразился свет от стены), то творческая реализация бокового освещения становится намного интереснее.

-6

В любом случае, боковой свет коварный, упрямый и сложный для новичков. Попробуйте вернуться к нему после того, как освоите диагональный и фронтальный.

4. Контровый свет. Или, его можно назвать, «задним» светом.

-7

По сути, он имеет довольно слабое влияние по площади, которую освещает, но способен существенно расширить творческие возможности фотографа.

К сожалению, этот свет настолько разнообразен и сложен для объяснения всех нюансов для новичков, что я вынужден ограничиться самым простым описанием: контровый свет освещает контуры объекта.

-8

Он редко используется в качестве основного, но имеет очень широкое применение в качестве дополнительного.

Конечно, про освещение можно говорить бесконечно. Но надо с чего-то начинать. Буду рад, если вам эта статья чем-то помогла, заставила о чём-то задуматься. Удачных вам экспериментов со светом! :-)