Найти тему

Игры с мячом

Особенное место среди подвижных игр занимает игра с мячом.

Этот мяч является идеальной космической формой и самой совершенной геометрической фигурой, не имеющей ни начала, ни конца. Ни одно тело другой формы не имеет большей поверхности контакта с ладонью, что дает полноту чувства формы. Он обеспечивает наилучшую информацию всем анализаторам. Работа двигательного, вестибулярного, визуального и кожного (тактильного), а также сенсорного анализаторов, которые входят в состав комплекса упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Ребенок, играя, выполняет всевозможные манипулятивные действия с мячом: целится, отбивается, соединяет движения с хлопками разными поворотами и т. п. Это способствует развитию глазомера, двигательных координации и координации движений.

В разделе физического воспитания в детском саду действия детей с мячом включены в образовательную программу начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет усложнения заданий и способов их выполнения.

Дети должны уметь:

  • в 3 года — катать мячи со сверстниками или со взрослыми на расстояние 2 м; прокатывать их между предметами; бросать и ловить мяч двумя руками одновременно при обязательном зрительном контроле;
  • в 4 года — бросать и ловить мяч двумя руками снизу, от груди, из-за головы с расстояния 1,5-2 м; попадать мячом (d6-8 см) в корзину, поставленную на пол.
  • в 5 лет — метать мяч в цель одной рукой, отбивать мяч от пола не менее 10 раз; бросать мяч вверх, а после удара мяча об землю уметь ловить мяч руками (выполнять не менее 10 раз подряд);
  • в 6 лет — свободно отбивать мяч от пола на месте и с продвижением; перебрасывать мяч друг другу и уметь ловить его стоя, сидя и разными способами; овладеть элементарными приемами волейбола и баскетбола; метать мяч в горизонтальную и вертикальные цели с расстояния 3-4 м. Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.

Упражнения с мячами  различного веса и размера развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Игры с мячом коллективного характера воспитывают положительные нравственно-волевые черты у детей: приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ребенок постепенно усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, что его действия должны способствовать успеху всей команды.

В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий.