Найти тему

Читая Виктора Астафьева…

I.

Возможность прикоснуться к творчеству Виктора Петровича Астафьева у меня была ещё в школе. Но тогда я этой возможностью не воспользовался. На то было много причин: старая, ворчливая, ненавидящая своих учеников, да и жизнь саму, а еще больше литературу, вдалбливаемую в наши юные головы, учительница; советские учебники – в виде «пароходов современности», с которых «сбрасывалось» всё «ненужное», а «нужное» завёртывалось в цветные фантики с надписью «Слава КПСС!»; и тому подобное…

Впрочем, я и сам не проявлял в те годы особого рвения к знаниям. Я, как и многие мои товарищи, выросшие на отшибе «города первопроходцев», в рабочем посёлке Мостострой-10, презрительно именуемом «городской» шпаной Мостострёмом, уже попал под жёсткое влияние уличного «кодекса чести» и спирта «Royal». И к концу одиннадцатого класса, под маршевые гимны перестройки, был благополучно отчислен из школы.

Река Енисей, Художник Николай Фомин. Специально для очерка "Читая Виктора Астафьева…"
Река Енисей, Художник Николай Фомин. Специально для очерка "Читая Виктора Астафьева…"

Спустя несколько лет я всё-таки доучился. Правда, уже в «вечерке». И там у меня были великолепные учителя. И я получил аттестат, где напротив 7 дисциплин из 10 стояла оценка «отлично». Но это было уже в другой жизни. В той жизни, позади которой навсегда остались «хаты», неверные подруги, множество сломанных судеб...

Литература, прервавшаяся в переходном возрасте на Джеке Лондоне, Арсеньеве, Федосееве и особенно любимом мною тогда (и малоизвестном ныне) Юрие Сбитневе, вошла в мою жизнь снова. Вошла, как и всякое моё увлечение бурно, мощно: сокрушая на своём пути остатки хлипких бастионов блатных «понятий» и уничтожая намечающиеся уже метастазы другой крайности – мещанства.

Чем больше я читал, тем страшнее мне становилось оттого, что я мог так и не узнать никогда, что есть Роберт Локамп и Патриция Хольман. Что есть Алексей Турбин. Что есть где-то Нью-Йорк семидесятых, а в нём пронзительно одинокий Эдичка… Мне и сейчас страшно от мысли, что, как и многие, поедал бы с чавканьем и хрюканьем сладкое и сытное месиво ментовско-бандитских сериалов, сливаемое ежедневно в информационную лохань, именуемую телевизором, и радовался бы жизни – тихо и тупо.

Чтение привело к тому, что однажды я поступил даже в университет на заочное отделение филологического факультета. Доучился до третьего курса, но вынужден был бросить «по семейным обстоятельствам».

Впрочем, я отвлекаюсь.

II.

Астафьев вошёл в мою жизнь случайно.

В ноябре 2004-го после тяжёлой аварии я лежал в больнице «на вытяжке» с перебитой ногой. Первое время мой измученный болью и анальгетиками мозг мог воспринимать только «Поле чудес» по маленькому телевизору, стоящему на подоконнике возле моей койки и не дававшему мне покоя ни днём, ни ночью. Но когда боль стала притупляться, я попросил жену принести в больницу книги. И по какому-то странному капризу мне захотелось книги либо «про тайгу», либо «про деревню». Жена сходила в библиотеку. Всё, что она принесла, и мне, и ей было уже знакомо, за исключением увесистого сборника Виктора Астафьева.

– Тут есть «Царь-рыба», – сказала жена, – По-моему, это и про деревню, и про тайгу.

Я вспомнил, что именно «Царь-рыбу» проходят в средней школе. И ещё я вспомнил, что в моём классе её никто, за исключением парочки выскочек-отличников не читал. Не буду врать, что меня она потрясла. Наоборот, даже осталось какое-то недоумение от внезапного перевоплощения к концу повести одного из главных героев – Акима из малограмотного браконьера–сельдюка в философа, который даже изъясняться вдруг ни с того ни с сего стал на чистейшем русском литературном языке, забыв о своем врождённом северо-енисейском говоре. И который на протяжении всей книги смело ставил самоловы на осетра, а в финале, спасая московскую туристку, сетовал на варваров-людей, истребляющих-де и губящих природу.

В книге было ещё два произведения – «Пастух и пастушка» и «Печальный детектив». Я начал со второго. Прочитал. Не отрываясь. И какое-то смутное беспокойство вошло в моё сердце и надолго осталось там. Беспокойство от множества маленьких, обычных, близких и чужих человеческих жизней, неожиданным откровением прошедших сквозь меня. Я закончил книгу глубокой ночью. А потом долго смотрел в потолок…

Утром я начал читать третью повесть из сборника.

III.

Почти половину своей жизни Виктор Астафьев провел в селе Овсянка Красноярского края. Сподобилось и мне пожить несколько лет неподалёку от тех мест. Это случилось в то время, когда Виктор Петрович был ещё жив. Я работал тогда на юге Красноярского края в районной газете корреспондентом. Вёл молодёжную страницу, криминальную хронику, писал на религиозные темы, занимался журналистскими расследованиями и прочей, как говорится, «бульварщиной». Из-за чего у меня нередко бывали столкновения с коллегами по цеху. Газета наша представляла огромный аграрный регион. Население района – сельское.

– Зачем? – вопрошали мои коллеги-корреспонденты, – зачем колхознику дяде Васе Ветрову твой криминал и твоя молодёжь?

Особенно усердствовал один, с позволения сказать, журналист. Некто Попов. Лет 40 от роду. Знаменитый тем, что мог расположить к себе любую женщину, преимущественно вдовствующую; расположив, бесцеремонно вселялся к ней в дом и, обретя уют и крышу над головой, ударялся в отчаянное и безудержное пьянство, пропивая деньги и имущество новообретённой сожительницы, за что был непременно бит и вышвыриваем на улицу. И хотя даже самая распоследняя дворняга в нашем маленьком райцентре знала об алкогольно-альфонских слабостях журналиста Попова, находилась всё-таки какая-нибудь жалостливая простушка-прачка или посудомойка, желающая принять посильное участие в нелёгкой судьбе горемыки, о чём вскоре жутко сожалела.

– Районная газета должна пахнуть назёмом! – поучал меня журналист Попов, грузно нависая над столом перед включенным вентилятором, отёчный, измятый, с налитыми сукровицей глазами, тяжело отдышливающийся, страдающий страшнейшим похмельем. – Назёмом и потом!

Попов специализировался на сугубо сельскохозяйственных темах. Брал сводки о намолотах и надоях у замглавы района. По утрам несколько дольше, чем нужно задерживался за этим занятием в его кабинете. И выходил оттуда заметно разрумянившийся и поздоровевший. Так что оставалось только догадываться, каким же именно даром целительства обладал замглавы.

Писал Попов также и «очерки» о колхозниках. Строк этак на 150, выходящие под рубрикой «Жизнь прожить – не поле перейти» и сопровождающиеся фотографиями, где на вас угрюмо и напряжённо взирал исподлобья испитой колхозник-передовик или дородная, так и не влезшая целиком в объектив доярка с третьей молочной фермы. Но, уверяю вас, никто, за исключением самого Попова, ни сводки надоев, ни тем более «очерки» его не читал. А использовались эти газетные страницы по прямому их назначению: их брали с собой на дальний конец огорода, где размещается дощатый клозет, проделывали там каждодневно необходимый обряд, после чего старательно разминали и шоркали их в руках и совершали таинство, которое я не буду здесь описывать. И вот в этом, может быть, случае и прав был Попов, когда говорил, что районная газета должна пахнуть назёмом. (Если кто не знает, то назёмом, назьмом в Сибири называют навоз, любые вообще фекалии.)

Попова уволили за… как бы это поделикатней сказать?.. компрометирующую редакцию дрёму в рабочее время на полу автобусной остановки, где он неосторожно разместился, будучи в несвежем виде и алкогольному отравлению подвергшися.

IV.

Я благополучно избегал крестьянской темы в своих статьях. И главный редактор – спасибо ей! – не имела по этому поводу особых претензий ко мне.

Читая Виктора Астафьева, я задавал себе вопрос: ну, а Попов-то, журналист-труженик, журналист-колхозник, пропахший трудовым потом и назёмом, силосом и сеном, Попов-то смог бы написать повесть о простом русском огороде на пятидесяти книжных страницах, да так, чтобы даже «чёрствый» горожанин вроде меня читал и «чтобы душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать, каждый лист, каждое деревце, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный всему великому и живому…»? Не смог бы сделать этого Попов. И даже о своём творческом процессе он говорил подчёркнуто пренебрежительно – навалял. Именно так – не наваял, а навалял (как навильник сена в зарод). Попыхтит, поохает минут тридцать над очередным «очерком», тяжело всплывёт из-за стола, выключит вентилятор, смахнёт со лба похмельную испарину и скажет вдруг ни к кому не обращаясь: «Ну вот… ещё полтораста строк навалял». И понесёт исписанные страницы наборщице.

Ну, да бог с ним – с Поповым.

…Случайно начав с «Царь-рыбы», я перечитал всего Астафьева, что имеется у нас в Центральной городской библиотеке. К сожалению, я нашёл там только старые издания, новейшее из которых вышло в 1990 году. И даже повесть «Последний поклон», попавшая ко мне в руки, датирована 1978, по-моему, годом, хотя, как я потом узнал, даже выпущенную уже книгу Виктор Петрович дорабатывал ещё как минимум 10 лет (всего же у писателя ушло на это произведение 30 лет жизни; это не зарисовку о доярке-ударнице «навалять»).

Я не хочу никого утомлять размышлениями от прочитанных произведений. И не хочу быть рецензором или критиком Виктора Петровича. Тем более что великий русский писатель в моей именно критике абсолютно не нуждается. И пишу я сейчас не столько об Астафьеве, сколько о навеянных на меня его книгами чувствах и воспоминаниях.

«Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества…»

V.

В той же районной газете случился однажды сентябрьским утром 2000-го года большой переполох. Поговорив о чём-то в своём кабинете по телефону, редактор наша, Галина Ефимовна, вбежала вдруг в корреспондентскую взволнованная и растрёпанная и не сказала, нет, а прокричала на одном выдохе: «Астафьев в Усть-Каспе!!»

Усть-Каспа – небольшая и необыкновенно живописная деревушка в подножье Саян. Километрах в 40 от нашего райцентра. Зимой там даже работает небольшой лыжный курортик, куда на каникулах отправляются отдыхать школьники. Так вот, неизвестный мне телефонный собеседник сообщил Галине Ефимовне между прочим, что в Усть-Каспу приехал половить хариусов писатель Астафьев. Вся наша редакция немедленно засобиралась в дорогу.

– Готовься, Серёжа, – всё тем же испуганно-надрывным тоном обратилась ко мне Галина Ефимовна, – будешь брать интервью.

Почему именно мне выпала такая честь? Да потому, что один корреспондент находился в это время в запое и уже несколько дней не появлялся на работе, другой не знал, какие задавать вопросы, третий был с похмелья и уже даже чуть-чуть выпимши. Оставался я – четвёртый. И хоть я и не был с похмелья и вообще не любитель спиртного, я тоже не знал, какие задавать вопросы. На тот момент я имел смутное представление о творчестве Астафьева. Складывал в маленькую наплечную сумку диктофон, блокнот, ручки и на ходу вымучивал вопросы.

Через час, когда все, наконец, собрались и благополучно расселись по редакционным машинам, нами был получен отбой. Галина Ефимовна, преодолев всё-таки своё волнение, догадалась позвонить в Усть-Каспу, где ей сообщили, что писатель Астафьев «были, да уже уехали».

Вот так и отвела меня судьба от знакомства с Виктором Петровичем. Какое-то время спустя, уехав уже из Красноярского края на родину – в Тынду, я узнал из газет, что Астафьев умер.

Жалею ли я том, что не встретился с ним тогда? Да. Хотя, какие вопросы задал бы я ему? «Как вы расцениваете политическую обстановку в стране?» Наверное, есть какой-то сакральный смысл в том, что я так и не увидел ту грусть и досаду, которая непременно появилась бы в усталых, много повидавших глазах бывшего солдата, фронтовика, писателя во время беседы с ведущим молодежной страницы районной газеты, ни разу не бравшим в руки его произведений.

VI.

Я не стыжусь, того, что не читал до недавнего времени известного писателя. Каждый из нас что-то ещё не читал. Зато я получаю сейчас огромное удовольствие от его книг. То удовольствие, которого не было бы у меня в юности, будь я прилежным учеником и прочти я Астафьева согласно требованиям литературной программы ещё за школьной партой.

…Осенью 1991 года (в котором я так бесславно расстался со школой) я первый раз надолго покинул Тынду. Мне пришёл вызов из ПТУ города Дудинки. В далёкий заполярный город меня гнала не учёба, а романтика. И мне было не очень-то уж важно, куда я еду и зачем.

С горем пополам добравшись до Енисейска, я надолго застрял там в ожидании теплохода. Ночью спал, скукожившись на неудобных, отполированных задами пассажиров сиденьях дебаркадера. Днем бродил по дряхлым и унылым улицам города. Денег у меня было мало, поэтому в целях экономии питался я исключительно ранетками, которыми были завалены все местные магазины. Ранетки почему-то ни в какую не хотели продаваться и тоннами сгнивали на прилавках. Цены на них, к моей великой радости, снижены были до таких немыслимых пределов, что, как сейчас говорят в рекламе, дешевле бывает только даром.

Там, в Енисейске, я впервые увидел великую сибирскую реку. Большую, усталую, измученную людьми. По ней плыли куда-то брёвна, обрывки газет, тряпки, сигаретные окурки… в берега билась грязная серая пена, и вся поверхность реки переливалась мазутными разводами…

В одну из тёмных ночей на пристань пришёл теплоход. Последний в ту навигацию. Я чуть не проспал его. И со сна опрометчиво купил на его борту билет в каюту первого класса, нечаянно истратив все свои столь трепетно оберегаемые деньги…

Плыли несколько дней.

Однажды, выйдя на палубу, я увидел ручного медведя, хозяйка которого не потрудилась даже надеть на своего подопечного намордник. Впрочем, медведь оказался удивительно миролюбивым. И скоро пассажиры привыкли к нему и обращались, как с большой доброй собакой: гладили по холке, кормили печеньем.

На пристанях какие-то мужики сновали взад-вперёд с огромными блестящими осетрами, взваленными на плечи. И хвосты этих рыбин тяжело волочились следом по скользкой речной гальке.

Я вдруг снова пережил все эти мгновения, растревоженный книгами Виктора Астафьева. Я ощутил снова то переполнявшее меня счастье от безграничной свободы, которое испытал, плывя глубокой осенью в неизвестность. Передо мной проплыли смутными видениями тяжёлые, напитанные речной влагой енисейские закаты, бруснично-бордовые, разлившиеся на всё небо. И я снова почувствовал кожей лёгкий озноб от ветра, бьющего мне тогда в лицо, приносящего с Севера ледяной дух надвигающейся зимы. И на душе моей стало вдруг легко и грустно…

***

…Перелистываю книгу Астафьева «Посох памяти».

«Главное предназначение человека – творить добро… – читаю я строки из неё, – …а понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле – есть высшее назначение литератора».

Своё высшее назначение литератор Астафьев выполнил.

А мы? Сможем ли мы выполнить своё высшее предназначение на этой земле? Будут ли о нас, после того как мы однажды уйдём в эту землю, вспоминать с теплом и добротой люди, хотя бы наши дети? Сможем ли мы оставить после себя что-то светлое и доброе? Хватит ли нам сил на этот тяжёлый труд – творить добро?

Обо всём этом я спрашиваю себя, читая Виктора Астафьева…

Тында, 2005 г.

P.S. Иллюстрацию выполнил художник Николай Фомин.

P.P.S. Продолжение темы о В.П. Астафьеве.