Катушечный магнитофон SONY TC-378 из 70-х
Как то само собой получилось открыть тему катушечных магнитофонов. Первая заметка была про Akai 4000D, сейчас речь пойдет о аппарате от тети Сони. Как и Akai, эта катушечная дека TC-378 тоже из 70-х.
ТС-378 можно рассматривать как продолжение линейки TC-366, -376, -378. Все они внешне различаются только цветом передней панели, технические данные у них схожие, ЛПМ абсолютно одинаковые.
TC-378, видимо, явился последним представителем этого семейства и, на мой взгляд, самым красивым. Не люблю я темные передние панели. А у этого все передняя панель серебристая.
Куплен это магнитофон в 2008 году на ebay.de, в Германии. Стоило это довольно дешево, продавец еще «в нагрузку» десяток катушек положил. И что интересно, все Basf и Memorex. И ни одной «Свемы», или еще какого «Славича».
Надо сказать, эти катушки и сейчас в хорошем состоянии.
На фото ниже для сравнения предыдущая модель TC-377. Видно, что ни каких принципиальных отличий между ними нет. Скорее всего, и схемотехника у них тоже одинаковая.
С точки зрения дизайна все эти три модели можно рассматривать, как переходные от традиционной горизонтальной компановки к более прогрессивной вертикальной. Нижняя поверхность (дно) корпуса имеет большую глубину, чем верхняя. За счет этого передняя панель имеет небольшой наклон, что, на самом деле, удобнее, чем просто вертикальная конструкция.
Но это еще не все. Аппарат может работать и как обычное (на то время) горизонтальное настольное устройство.
Переконфигурация очень простая. Требуется отвинтить 4 винта по бокам, вынуть всю конструкцию, повернуть на 180 градусов и вставить обратно в деревянный корпус. На нижней части корпуса имеются резиновые ножки, на которых магнитофон и будет надежно стоять. Вырезы в боковых стенках корпуса абсолютно одинаковы и расположены симметрично.
В результате получается настольная горизонтальная конструкция, причем передняя (верхняя в данном случае) панель будет иметь удобный для пользования наклон.
Но это все теория. А как известно, (любая) теория должна быть подтверждена практикой. Это цитата. На этой фразе мне в свое время снизили оценку на пересдаче истории КПСС.
Согласно теории это все работает. Но только до того момента пока не захочется включить магнитофон и что то послушать.
В этот момент происходит «облом».
Двигатель и мотор несколько выступают над плоскостью задней стенки. Для них специально сделаны вырезы и установлены металлические кожухи и при переворачивании шасси крыльчатка вентилятора на валу двигателя уже не попадает в свой вырез и цепляется за заднюю стенку. У модели TC-377 по центру задней стенки единый большой вырез и при переконфигурации в горизонтальное положение ни каких проблем не возникает.
Следующая модель TC-399 уже имела обычную вертикальную компоновку.
Изготовитель заявляет вот такие технические данные.
Year 1977
Price when new (in the USA $300
Heads Three; erase, record and playback (both ferrite & ferrite)
Motors 1
Maximum reel size 7″
Tape speeds 7½ , 3¾ and 1 ips
Frequency response (± 3dB)
Normal tape:
7½ ips: 30Hz -20kHz
3¾ ips: 30Hz -16kHz
1 ips: 30Hz -9kHz
SLH tape:
7½ ips: 30Hz -27kHz
3¾ ips: 30Hz -20kHz
1 ips: 30Hz -9kHz
Wow & flutter 0.08% at 7½ ips, 0.1% at 3¾ ips and 0.15% at 1 ips
Signal to noise ratio 55 db with SLH tapes, 52 db with standard
Harmonic distortion 1.2%
Bias frequency 160kHz
Rewind speed 100 seconds for 1200ft
Inputs microphone: 600ohm/.19mV; auxiliary: 100kohm 0.06V
Это трехскоростной, одномоторный стереомагнитофон - приставка, т.е. дека с тремя ферритовыми головками, т. е. со сквозным каналом записи-воспроизведения. Ни каких «улучшайзеров» типа Dolby или dBX тут нет. Да и для катушечников это не особо актуально.
Может работать с разными типами ленты. Для катушечных магнитофонов ленты были как обычные ферроксидные (как тип 1 для компакт кассет), так и двухслойные ферри-хромовые, а также псевдохромы.
Процесс заправки ленты, в отличие от моего Akai 4000 или наших отечественных «Маяков» довольно удобный. Не надо стараться попасть в щель между половинками крышки блока головок или, как у Akai 4000 пропускать между тонвалом и прижимным роликом, при этом не забывая о контактном датчике ленты.
ут весь тракт, включая датчик наличия ленты/автостоп, тонвал и прижимной ролик под крышкой и заботиться о том, чтобы лента не попала куда нибудь не туда, не нужно. Дело в том, что прижимной ролик в исходном состоянии не только отводится от тонвала (это логично), но и уходит вниз, не препятствуя заправке ленты.
При включении рабочего хода прижимной ролик перемещается не только в горизонтальной плоскости, прижимаясь к тонвалу, но и перемещается вверх. Для себя я называю это «прыгающим роликом».
Такая конструкция делает процесс заправки ленты более удобным, но, с другой стороны, предъявляет более жесткие требования к настройкам самого механизма привода ролика и к ЛПМ в целом, так как в случае даже небольшого провисания ленты такое сложное движение ролика может повредить ленту (особенно тонкую). Соответствующее видео будет приложено.
Еще особенность — это тонвал. Он сам по себе довольно тонкий, заключен в кожух с фиксацией верхней части. Возможно, это сделано, чтобы компенсировать давление прижимного ролика.
Этот кожух крепится к шасси двумя винтами. На фото видно, что под левой частью есть прокладка, это что то похожее на кусок стеклоткани. Видимо точность изготовления узлов не позволила получить однозначное положение кожуха тонвала и требуется ручная «доводка». Если неправильно установить эту прокладку, то работа механизма привода тонвала становится более шумной. В свое время я разбирал этот механизм для чистки и смазки (несколько лет назад) и затратил довольно много времени на подбор оптимального положения этой прокладки. Но все равно, получить прежнюю бесшумность работы мне так и не удалось.
Поэтому мой совет, кто будет заниматься с таким ЛПМ, снимать это кожух не нужно, ни при каких обстоятельствах. Лучше отпаять провода от головок.
Сам же ЛПМ достаточно традиционен для Sony.
Вал двигателя (темно-красная стрелка) приводи в движение тонвал через фрикционный резиновый ролик (на фото его не видно,он примерно под стирающей головкой) и фрикцион обратной перемотки (зеленая стрелка) через пассик. Причем усилие перемотки модно регулировать при помощи плоской пружины сверху (там есть пара проскальзывания). При обратной перемотке фрикцион прижимается к подающему (левому) подкассетнику, а при прямой — вращение передается через второй фрикцион (голубая стрелка) на правый подкассетник.
В режиме рабочего хода вращение через пассик передается на приемный (правый) подкассетник через встроенную пару проскальзывания. Тонкая проволочка — это контактный датчик автостопа, который выключает двигатель и переводит ЛПМ в режим стоп. Как при перемотках, так и в режиме рабочего хода. Ручка управления возвращается в положение «стоп».
Рычаг, обозначенный оранжевой стрелкой — это автоматический регулятор натяжения ленты. В зависимости от остатка ленты в катушке меняется сила подтормаживания, которая и создает натяжение.
Интересно, японские инженеры додумались до этого еще в 70-е, а у советской «Астры 110» (или 111, не помню), в 80-х натяжение ленты определялось силой прижима к стирающей головке.
С обратной стороны конструкция имеет вот такой вид.
В принципе, все просторно, доступ достаточно удобный.
Но есть одно «но». Как же иначе. Если по какой то причине потребуется снять подкассетники (а мне это потребовалось), то нужно доставать всю это у конструкцию из деревянного корпуса, так как оси подкассетников фиксируются разрезными шайбами (по-моему это так называется). Чтобы снять подкассетник, сначала нужно снять разрезную шайбу и потом вся конструкция вытягивается наружу.
Просто? Да.
Удобно? Не очень.
А снимать подкассетник (подающий, левый) пришлось для того, чтобы поменять вытянувшиеся пассики привода счетчика ленты.
Собственно, этих пассиков два, большой можно поменять без снятия каких либо деталей. А вот маленький (полудлина чуть меньше 7 см) — нет. Слишком большой диаметр самого подкассетника и при попытке деть новый пассик он просто порвется.
Поэтому только «через низ», сверху его не одеть.
Сам подкассетник состоит из двух частей. Собственно, сам подкассетник и нижняя часть (диск), жестко связанная с ним.
Для замены пассика этот диск снимать необязательно. Я его снимал, скорее из любопытства.
На фото ниже видно, что одет новый пассик, тормоз автоматической регулировки натяжения ленты прижат поверхности диска.
Подкассетник снизу имеет вот такой вид.
Раз уж снял — заодно и смазать можно.
Кроме того от времени загрязнились контакты переключателя MONITOR, и при воспроизведении иногда стал пропадать один канал. Чтобы не выпаивать, можно использовать спрей для чистки контактов.
Еще нюанс.
Если использовать магнитофон не как стерео, а как четырехдорожечный моно, то выбор дорожки осуществляется тем самым переключателем MONITOR, подключая к линейному выходу левый или правый канал. При этом в другом канале звука нет. Настоящее натуральное моно.
Насчет качества записи — неоднозначно. На советские «свемы-славичи» записывает нормально, но, если сравнить с лентой Basf или Scotch – то на них получается лучше.
На самом деле особых проблем с чистой лентой у меня нет. Примерно в то же время (или чуть позже) я по случаю с какой то закрывшейся студии купил несколько рулонов вот таких лент.
Эта лента более толстая, поэтому на скорости 19 см/с 45 минут на одну сторону не получается.
Но качество ленты довольно высокое, что то записывал с CD и с винила. Качеством записи я остался весьма доволен.
Ну и напоследок, как обычно пара видео работы TC-378.