Избили в детском садике. Кто отвечает?
Родителям рекомендовали отдать ребенка с легким умственным расстройством в обычный садик, в обычную группу, противопоказаний для этого нет. Родители решились на это шаг, тем более, что и нанимать ребенку няню дорого, свои бабушки еще работали, с дитём сидеть не желали, сами родители без дела не сидели, у обоих интересная работа, планы, карьера.
У Тамары Арнольдовны стаж работы в детском саду составлял 36 лет, она всю жизнь работала в нем, и нянечкой и воспитателем, последние двадцать лет старшим воспитателем.
Люба – немного испуганная, добрая, пятилетняя девочка. Она, как будто жила в своем, волшебном для нее мире, наверно, там и люди, и звери и птицы и даже предметы все были добрыми, ласковыми, нежными, как и сама Люба.
Мама Ира привела Любу в группу к Тамаре Арнольдовне. Люба спокойно осталась в группе, помахала маме, когда та уходила из раздевалки.
- Это новая девочка, которая будет ходить к нам в группу. Ее зовут Люба. Давайте поздороваемся с ней – объявила Тамара Арнольдовна.
- Здравствуй, Люба – закричали двадцать пять детей.
Люба сначала стояла и растерянно улыбалась, потом от громкого крика закрыла уши руками и попятилась назад, уткнулась спиной в мягкий живот нянечки.
- Ну- ну не бойся – мягко сказала та – это наши дети, твои друзья, будете вместе играть, гулять…
- Люба, вот за вторым столом твое место, поняла – синий стул рядом с окном – обычным голосом сказала Тамара Арнольдовна.
Обычный голос Тамары Арнольдовны строгий, требовательный. Есть правила, есть требования, приказы – их надо выполнять, дисциплина – куда без нее.
- Все идем быстро мыть руки. Мыть руки – повторила Тамара Арнольдовна.
Люба не двигалась, во все глаза она смотрела на детей, которые все толпой куда-то рванули.
- Не стой, мыть руки. Мыть руки – опять повторила Тамара Арнольдовна.
Люба сделала шаг навстречу Тамаре Арнольдовне и подала ей свою руку. Она была не против идти туда, куда пошли все дети, только хотела, чтобы ее проводили.
- Пойдем, покажу – Тамара Арнольдовна взяла девочку за руку, провела в санитарную комнату, где дети кричали, смеялись, брызгались водой.
Люба покрепче сжала руку старшего воспитателя.
- Тихо!
Дети на удивление быстро вымыли руки, выбежали из комнаты и расселись по своим местам за столиками.
Люба так и не выпускала руку старшего воспитателя из своей. Она так и ходила с ней всегда вместе. Она не реагировала, когда ее называли по фамилии, пришлось называть ее по имени, не реагировала на громкий голос Тамары Арнольдовны. И той пришлось называть девочку Любой, и говорить с ней тише. Тамара Арнольдовна и не заметила, как сама привязалась к этому ребенку.
Дети не любили Любу, она казалась им чужой, тем более, что Тамара Арнольдовна относилась к ней не так, как к ним. Они сами того не осознавая, ждали случая, чтобы отомстить. И хотя дети понимали, что Люба слабее их, что она не сможет дать им сдачи, а все же ненавидели ее.
Такой случай представился. Как-то на прогулке, Тамара Арнольдовна срочно должна была ненадолго отлучиться. Попросила посмотреть за своими охламонами Светлану Олеговну. Та смотрела, да что может случиться на безопасной детской площадке с уже шестилетними детьми?
Дети же позвали Любу играть в домик, а потом стали бегать вокруг домика, Люба упала, а дети вместо того, чтобы помочь ей встать, стали ее … бить. Кто-то руками, а кто-то и ногами… Нежно розовый комбинезон Любы стал грязно-серым, она не вставала, лежала согнувшись, закрыв уши руками.
Из окна пятиэтажного дома, рядом с детской площадки раздался истошный крик: Прекратите немедленно, изверги! Где воспитатели, твою …?
Светлана Олеговна очнулась, побежала к Любе. Дети из группы Тамары Арнольдовны разбежались…
Об этом может быть никто бы и не узнал, да тот, кто кричал снял видео, и оно попало в сеть. К счастью, серьезных повреждений у девочки не обнаружили, Любу из садика забрали насовсем, Тамару Арнольдовну и заведующую садиком уволили…
Кто возместит вред? Кто отвечает за ребенка? Должны ли родители детей –хулиганов нести ответственность за то, что ненадлежащим образом выполняли свои обязанности? И что значит, выполнять обязанности надлежаще?
Итак, ребенку причинен вред. Родители имеют право требовать компенсацию морального и материального вреда.
Они вправе обратиться за компенсацией непосредственно к родителям детей, которые причиняли вред. Вправе обратиться к учреждению, в котором находился ребенок, когда ему был причинен вред. Если за компенсацией вреда обратиться только к родителям несовершеннолетнего, который причинил вред, суд все равно привлечет к участию в деле то учреждение, в котором находился ребенок в момент причинения вреда.
То есть, ответчиков может быть несколько и образовательное учреждение, в стенах, или на территории которого находился ребенок в момент причинения вреда и сами родители.
Вина может быть определена в процентном отношении. Например, 70% вина учреждения за то, что не обеспечило надлежащий контроль за детьми, 30% - родителей.
Пункт 3 ст. 1073 ГК РФ устанавливает презумпцию виновности образовательного, медицинского или иного учреждения, в котором находился ребенок в то время, когда ему был причинен вред.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация должна создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 части 7 этого же закона, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
А вот родители-то за что должны отвечать, они отдали свое чадо в садик, или в школу, теперь какая на них ответственность и как ее определить? Когда 30%, а когда 70%?
Если со стороны родителя имело место безответственное отношение к воспитанию детей: попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п., то вред возмещают родители.
Образовательные организации отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.
Если суд решит, что родители не повлияли на поведение ребенка, в то время как у них такая возможность, безусловно, была, не привили ему правила поведения в общественных местах, не воспитали в нем уважением к старшим, к сверстникам, что привело к агрессивному поведению ребенка и сознательному повреждению телесных повреждений, ответственность вообще может быть возложена только на родителей.
Например, если родителей неоднократно вызывали в школу для беседы, а они не приходили, не реагировали на сообщения учителей об агрессивном поведении ребенка, не являлись на родительские собрания, а если и приходили, то вели себя неадекватно, суд может возложить в полном объеме обязанность по компенсации вреда на родителей.
Обучать правилам поведения в общественных местах, воспитывать уважением к старшим, решать спорные вопросы не методом кулака, а методом диалога, научить обращаться в сложной ситуации за помощью к родителям прежде всего – это значит выполнять свои родительские обязанности надлежаще.