Глава 21 — первая из двух глав, адресованных священникам Израиля. Если какая-либо часть книги заслуживает заголовка «Руководство для священников», то это данный раздел. Эта глава говорит о поведении священников, когда кто-то умер, о внешнем виде священника, о правилах, регулирующих женитьбу и семейную жизнь священника, а также о телесных изъянах, которые закрывали перед священником служение в этом качестве. Следующая за этой глава содержит директивы относительно доли от приношений, которые отдавали священникам, и указания, чего священникам нужно остерегаться, когда они берут приношения от народа.
Почему священникам уделялось такое внимание? Потому что они ходатайствовали перед Богом за Его святой народ. Значит, они сами были святы, и те функции, которые они осуществляли, были необходимы для сохранения святости Израиля. Поэтому было чрезвычайно важно, чтобы они сохраняли свои отличительные качества. Целью уставов в Лев. 21 и 22 является достижение этой цели.
В некоторых отношениях священники должны были соответствовать более высоким стандартам, нежели остальной народ. Это отражает тот факт, что, хотя Израиль был свят, священники считались более святыми. Их более высокий уровень святости требовал, чтобы они жили с учётом дополнительных ограничений.
Предписания в этой главе начинаются с правил для всех священников.
«И сказал Господь Моисею: “Объяви священникам, сыновьям Аарона, и скажи им: Да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего. Только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему и к сестре своей, девице, живущей при нём и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя. И прикосновением к кому бы то ни было в народе своём не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым. Они не должны брить головы своей, и подстригать края бороды своей, и делать нарезы на теле своём. Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы. Они не должны брать за себя блудницу и опороченную, не должны брать и жену, отверженную мужем своим, ибо они святы Богу своему. Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему; да будет он у тебя свят, ибо свят Я, Господь, освящающий вас. Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнём должно сжечь её”» (Лев. 21:1–9).
Стих 1. Как и все законы в книге «Левит», следующие далее Бог тоже дал Моисею. На этот раз отличие в том, что эти законы нужно было объявить не всему Израилю, а только священникам, сыновьям Аарона. Тем не менее, эта весть явно предназначалась для оглашения или прочтения всему Божьему народу — даже тем, кто не был священниками.
Стихи 1–4. Оплакивание умерших. Первым запретом, наложенным на священников, им не позволялось осквернять себя прикосновением к умершему» (21:1). «Осквернять себя» в данном контексте означает делаться нечистым при контакте с мёртвым телом.
Священнику запрещалось дотрагиваться до умершего. Кроме того, ему не позволялось присутствовать на погребении и выражать скорбь по поводу смерти друзей и знакомых, как это делали другие. Когда кто-то умирал, люди могли рвать на себе одежду и посыпать голову пеплом, но священники не должны были делать этого.
Однако в 21:2, 3 даётся исключение из этого правила. Закон позволял священнику скорбеть по умершему ближнему родственнику своему — по матери, отцу, сыну, дочери, брату и по сестре своей, девице. «Сестра, девица» — это незамужняя сестра. Если бы она была замужем, то отвечал бы за оплакивание и погребение её муж (а она бы «принадлежала» ему и его семье). Но поскольку она не была замужем, то священник (возможно, вместе со своими родителями) должен был взять на себя последние приготовления. Хотя жена священника не включена в перечень его ближайших родственников, можно допустить, что ему было позволено оплакивать и её уход. Уенхэм отмечает: «Так как она “одна плоть” с ним, то закон просто считает само собой разумеющимся, что он осквернится ради неё».
Еврейский текст 21:4 труден для понимания. Некоторые этот стих понимают таким образом: «Как муж, он не должен осквернять себя ради смерти своей жены, тёщи и снохи, участием в их погребении». Кейл и Делитщ считают, что такое толкование следует отвергнуть. Они пишут:
«Ибо, помимо ничем не оправданного введения тёщи и снохи, есть достаточное [свидетельство], исключающее идею осквернения в случае смерти жены, [которое состоит] в том факте, что жена тоже считается его “ближним родственником” в [стихе] 2».
О трудности этого стиха свидетельствует множество разных переводов. Если в Синодальном Переводе сказано: «И прикосновением к кому бы то ни было в народе своём не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым», то Восстановительный Перевод переводит: «Пусть он не оскверняет себя, как вождь среди своего народа, чтобы обесчестить себя». В Международном Библейском Обществе перевод звучит так: «Но пусть он не оскверняет себя ради тех, кто породнился с ним через брак». В Российском Библейском Обществе этот стих переведён: «Он не должен осквернять себя и становиться нечистым из-за другой родни». А Современный Перевод даёт перевод: «Но священник не должен осквернять себя, если умерший был одним из его рабов». Возможно, наилучший перевод предлагает Харрисон: «Он не должен осквернять себя, будучи главой среди народа, таким образом делаясь нечистым». Общая идея — что, поскольку священник является одним из руководителей народа, он не должен оскверняться, оплакивая кого бы то ни было, помимо своих ближайших родственников. Оплакивать — значит сделаться нечистым. Поскольку в таком случае он не сможет выполнять свою работу, то это повредит всему народу.
Стих 5. Внешний вид. Указания не брить головы своей, не подстригать края бороды своей, и не делать нарезы на теле своём почти несомненно отражают языческие обычаи, которые израильтяне не должны перенимать. Вероятно, это были выражения скорби по умершим у неизраильтян. Харрис отмечает: «В угаритском повествовании о Ваале и Анат бога Ваала убивают, и другие боги, его друзья, делают нарезы на своих щеках и подбородках и раздирают предплечья, грудь и спину».
Учитывая, что рассказы о богах отражали практики людей, сочинявших эти истории, можно сделать вполне очевидный вывод, что языческие плакальщики имели обычай увечить себя.
Стих 6. Первое основание для указанных правил: Божья святость. Зачем священникам нужно было исполнять эти указания? Стих 6 отвечает на этот вопрос: ибо они приносят жертвы Господу. Затем об этих жертвах сказано, что они — хлеб Богу. Жертвы, сжигавшиеся на огне, считались «хлебом», пищей для Господа, который получал и принимал их. Что касается других приношений, то часть жертв принадлежала священникам и служила им пищей. Поскольку священники предоставляли этот «хлеб» всесвятому Богу, они сами должны были быть святы и следить за тем, чтобы не бесчестить имени Бога, делаясь нечистыми, когда кто-то умирал (или от чего-то другого).
Стих 7. Брак. Положение священника также влияло на выбор жены. Господь сказал Аарону, что священник не может брать в жёны блудницу и опороченную или жену, отверженную мужем своим. Очевидно, простой священник мог жениться на вдове, но первосвященник не мог; ему было положено брать в жёны «девицу» — женщину, которая никогда не была замужем (21:13, 14).
Никакого пространного объяснения этого предписания в стихе 7 не даётся. В первом случае, если бы священник женился на блуднице или «имевшей половые отношения с другим человеком» (Современный Перевод), это было бы воспринято как то, что он осквернил себя, то есть сделался нечистым, из-за соприкосновения с её греховным образом жизни. Во втором случае, Закон позволял мужчине разводиться с женой, если он находил в ней «что-нибудь противное» (Втор. 24:1). Теоретически, всякая разведённая женщина проявила что-то «противное», и это что-то могло сделать священника, который женился на ней, нечистым.
Похоже, что в этом законе, как и в предыдущих законах в этой главе, речь идёт о ритуальной чистоте, а не о моральном грехе. Священнику не позволялось брать в жёны блудницу или разведённую женщину потому, что это сделало бы его нечистым, а не потому, что это было бы моральным грехом. Тем не менее, священники должны были избегать такого осквернения, потому что «они святы Богу своему».
Стих 8. Второе основание для указанных правил: святость священника. Весть в этом стихе адресована не только священникам, но и всему обществу. Эрхард Герстенбергер поясняет:
«Здесь то, что до сих пор было объективным повествованием в третьем лице, переходит в субъективное внушение обществу: “Святи его, ибо он приносит хлеб Богу твоему”… Члены общества, освящённые Яхве, должны почитать и поддерживать святость своих священников».
Народ должен был святить священников, потому что они приносили хлеб их Богу. Поскольку священники приносили Ему всесожжения (см. комментарий к 21:6), общество должно было почитать их святыми. Люди должны были делать это, потому что Господь, который освятил их (то есть отделил, чтобы они хранили святость), Сам свят.
Стих 9. Семья священника. Святость священника не только влияла на выбор жены, но и должна была отражаться в его семье. Семья должна была освящаться до такой степени, что если дочь священника оскверняла себя блудодеянием, то её нужно было предать смерти: огнём должно сжечь её. Это, вероятно, означает, что после побивания камнями нужно было сжечь её труп. И опять целью закона, видимо, было принять необходимые меры для того, чтобы священники не осквернялись, не делались нечистыми. Дочь, работающая проституткой (при этом, предположительно, живя дома), как минимум, создавала внешнюю картину осквернения.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
#иудаизм #тора #ветхий завет #библия #левит #священники #священник #толкование библии #изучение библии #библия онлайн