Найти тему
О прожитом и узнанном

Телесериал на НТВ, который захватил внимание

На послепраздничной неделе на НТВ прошёл показ телесериала «Алекс Лютый. Дело Шульца».

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Первые серии «Алекса…» я не смотрел, решил, что это документальный рассказ о зверствах в годы войны молоденького полицая, носившего такую зловещую кличку. С меня хватило ранее узнанного об этой сволочи из другого документального сюжета. Оказалось ошибся – телевизиощики сериально решили «разрабатывать жилу» о событиях прошлой войны и её отголосках в послевоенное время.

«Дело Шульца» смотрел от начала до конца – экранные события захватили.

Но в своей мини-рецензии не собираюсь подробно анализировать все ходы сюжетной линии, все достоинства и недостатки, натяжки, непонятки, которые тоже допущены, на мой взгляд, в сериале его авторами.

Да оно и понятно: рассмотрение 12 серий плотно насыщенного событиями и всем, им сопутствующим на экране, сериала трудно уместить в подробном рассказе на канале.

При этом отдаю должное и авторам, и демонстраторам: показ уместили в неполную послепраздничную неделю, показывая по 4 серии за вечер – не растянули на полмесяца.

Сначала очень кратко и сжато о сюжете сериала. В титрах которого, кстати, указано, что сделан он на основе реальных событий.

Не столь давно я уже на своём канале рассказывал, как на взятых за основу «реальных событиях» можно накрутить такого, что и самому отвязанному фантасту, и вралю в голову не придёт.

Итак, события происходят в 1975 году в Ленинграде, Ленинградской области и частично в Москве, в Пскове и других местах поблизости от него. Это – одна сюжетная линия.

Вторая – берёт своё начало в годы войны и тянется в 1942-1944 годах, рассказывая в основном о том, что творилось в немецком женском концлагере под Псковом.

В Ленинграде и Ленинградской области происходят убийства женщин, которым убийцы перерезают горло.

Случилось очередное за три года.

Преступления расследует следователь прокуратуры, майор Гришина.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

К расследованию привлекают подполковника КГБ Елисеева (только потому, что на месте убийства очередной жертвы находят пенал для хирургических инструментов с гравировкой «Герман Шульц»). А Елисеев служит в спецотделе КГБ, занимающимся розыском нацистских преступников.

На мой взгляд, это небольшая, совсем махонькая натяжка. Но вполне допустимая. К любому мог попасть набор инструментов и не обязательно, что в последнюю войну, а не задолго до неё. Да и брать на «дело» целый именной набор ради одного скальпеля – для преступника неразумно, мягко говоря. Но без этих «мелочей» не было бы напряжённого сюжета.

А так, к расследованию страшного, но «рядового» уголовного преступления подключают подполковника КГБ. Сюжет становится всё более захватывающим.

Но меня смутила ещё бОльшая натяжка: прокурорские работники, узнав, что убитая оказывается племянницей известной телеведущей, чуть ли не в ступор впадают. Как же, может раскрутить в эфире скандал.

Дело в том, что это сегодня телеведущие – медийные величины на ТВ. В ту пору величиной был, например, Сергей Лапин – руководитель радио и телевещания Союза. А ведущие в те годы, уж точно, не были столь всесильными, чтобы устроить скандал прокурорским и сотрудникам КГБ. Менялись по воле начальства. Например, в «Кинопанораме» регулярно.

Авторы времена попутали.

И тут появляется ещё одна героиня сериала - Нина Игнатова, бывшая узница концлагеря, в котором Шульц проводил садистские опыты над заключенными. А с ней появляется вторая сюжетная линия сериала – лагерная.

И далее идёт захватывающий рассказ о раскрытии преступлений, о действии правоохранителей и преступников, о поиске убийц, один из которых оказывается кровопийцей. Не мифическим вампиром, а реальным любителем человеческой крови.

Неожиданные сюжетные повороты держат в напряжении, закрывая собой некоторые небольшие сценарные натяжки и нестыковки.

Ещё об одной хочу вспомнить.

Речь идёт о тусовке деятелей от спорта в спорткомплексе, где в местном бассейне для них устроено общение с молоденькими девушками.

На это мероприятие нагрянул подполковник КГБ Елисеев в сопровождении пары милиционеров.

И тут один из любителей «клубнички» начинает «наезжать» на Елисеева, грозя ему всяческими карами, поскольку этот деятель оказывается заместителем руководителя Спорткомитета. Уж, не знаю какого: городского или союзного. Не понял.

И тут мне на память пришло воспоминание о «реальных событиях», имевших место в те же годы в Москве.

Один из заместителей московского градоначальника на юбилейном застолье одного из знаменитых дирижёров той поры позволил себе расслабиться сверх допустимого. А юбилей проходил в ресторане «Берлин». Посреди зала которого находился фонтан.

И во время танца тот высокопоставленный товарищ каким-то образом завалился в этот фонтан. Утащил ли партнёршу, не знаю. В ресторане, как полагалось в центральных столичных, «интуристовских» ресторанах дежурили сотрудники того самого КГБ.

Они доложили о скандале начальству, а дальше информация пошла выше.

На следующее утро место того зама занял первый секретарь одного из центральных столичных райкомов КПСС.

Мне эту историю рассказывал человек, работавший в том РК КПСС.

Так-то в те времена было попадать в «скользкие» истории, о которых узнавало КГБ.

Кстати, тот бывший первый секретарь РК делал блестящую партийную карьеру. И если бы не «перестройка» и разрушение государства, заодно с КПСС, то, допускаю, что стоять бы этому интеллигентному, умному, красивому человеку на трибуне Мавзолея.

Так что, и в данном эпизоде авторы – не в теме, времена попутали.

Но вот что меня порадовало: в сериале действуют не изверги и дуроломы гэбисты, а умные, порядочные, совестливые и человечные сотрудники спецслужб. Мне, как зрителю, приятнее видеть на экране таких героев, а не модных нынче упырей.

На весь сериал попался один из прокурорских с полковничьими звёздами – откровенный карьерист и чинодрал – готовый любого засадить или на смерть отправить ради своей карьеры, зависящей от показателей, но и того судьба, и авторы сериала к финалу поставили на путь истинный.

И ещё отмечу удачный подбор актёров. Даже снявшаяся в непривычной для неё роли неврастенички и порой стервозы Э. Спивак убеждает.

Кадр из сериала. Из открытых источников.
Кадр из сериала. Из открытых источников.

Что же касается «реальных событий», то и здесь, если таковые и были, то стали лишь отправной точкой для создания захватывающего сюжета. Который не считаю нужным раскрывать ещё и потому, что не хочу портить впечатление тем, кто захочет посмотреть телесериал «Алекс Лютый. Дело Шульца» в интернете.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.