Найти тему

Где наше место в бурю? (переосмысляем С.Есенина)

Рубрика "Перечитываем школьную программу в зрелом возрасте". Сегодня вспоминаем стихотворение (мини-поэму?) С.Есенина "Письмо к женщине".

Вообще-то Есенин нам в школе нравился. Проходили его в основном в самых старших, гормонально-зрелых классах, и стихи с заметным уклоном в эротический контекст приятно будоражили воображение. Особенно с учетом реалий середины 80-х, когда информация на эту тему еще не лилась с каждой страницы и из каждого экрана, а посему ценилась. Да и собственно страниц и экранов тогда было куда как поменьше против нынешнего.

Но школьные методисты вовсе не были намерены потакать нашим горячим фантазиям. Не для того, знаете ли, Есенина идеологически реабилитировали, из упаднического кулацкого подпевалы превратили в великого советского поэта! Поэтому все программные стихи сводились к "радостному принятию поэтом Революции", легкому попиныванию им непринявших, ну и немного к продолжению русской традиции воспевания родных берез.

"Письмо к женщине" в программу входило. Разумеется, никто тогда не рассказывал фактологическую основу, вокруг которой оно построено. Ну к женщине и к женщине, мало ли их, женщин, вокруг златокудрого красавчика вилось! Да и вообще, женщина эта - только опорная точка для сюжетного полета. Главные же мысли - они о "новой жизни, новой славе", величавом ходе истории и прочих грандиозностях.

Говоря о программной классике, я люблю почитать в Сети новые методические установки и сравнить их с прежними. Иногда различия бывают весьма забавными, а иной раз трактователи успевают переобуться и по несколько раз. Бедные авторы, при жизни они столько наиметь в виду явно не успели!

По поводу "Письма" я нашла одновременно и традиционно-советские, и новые методички. Советские всячески выделяют и одобряют яростную попутность советской стороне, готовность идти до Ла-Манша за знамя вольности и светлого труда и прочую "хвалу и славу рулевому". Молодец, хороший мальчик, все правильно понял!

Новая трактовка, напротив, все вышеуказанные слова объявляет горькой и злой иронией, признаком слома, прогибания под изменчивый мир и еще худшего падения, чем ожидалось поначалу за стаканом.

А еще новые статьи обязательно содержат всю историю отношений Есенина и женщины-адресата, второй из его жен, Зинаиды Райх. Там много некрасивых подробностей, которые весьма противоречат описанной в стихах ситуации.

Ведь из стихов видится такой испуганно вжавшийся в стену мальчик-зайчик, которого отчитывает грозная мегера. Которая давно уже присмотрела себе удобного мужа, а сейчас наслаждается процессом выкидывания из своей жизни бедного и нелюбимого ею поэта.

-2

Светлый образ поэта рискует сильно пошатнуться от информации, что на деле это он бросил в развороченном бурей 1919 года быте жену с двумя детьми, двухгодовалой дочерью и новорожденным сыном. А серьезным умным мужем она обзавелась лишь спустя несколько крайне тяжелых лет.

Но даже без этого знания "Письмо" мне с юности не нравилось. И не только и не столько за грубый наезд на женщину.

Неприятно цепляло что-то другое. Тогда, в школе, еще просто не хватало жизненного опыта, чтобы сформулировать свое несогласие - с чем? Зато буквально несколько лет спустя опыта появилось даже слишком много, причем самого практического свойства.

Школу я закончила в 1986 году, и в тот же год новый рулевой направил нашу страну-корабль "в прямую гущу бурь и вьюг". На собственной шкуре пришлось испытать плачевное состояние корабля.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Лирический герой письма, как помнится, ставил себе практически в заслугу, что он "Спустился в корабельный трюм / Чтоб не смотреть людскую рвоту. / Тот трюм был — Русским кабаком. / И я склонился над стаканом".

Очень много вполне прозаических людей в реалиях Перестройки и Девяностых выбрали тот же самый путь. Кто склонился над стаканом спирта "Рояль", кто залег на диван, кто сбросил жену с детьми как балласт, кто принялся мародерствовать на разоренной палубе, кто радостно наживался на трюмных кабаках.

Но были и те, кто остались по местам стоять и продолжать выполнять свою работу. Учить, лечить, защищать, призревать немощных, водить поезда, обслуживать электростанции, водопроводы и стоковые коллекторы, по мере возможностей поддерживать закон и порядок. Тоже падая, блюя и ругаясь, не получая за свои усилия ни денег, ни славы, ни простого признания заслуг. Откровенно приговоренные к смыванию волной, как не вписавшиеся в рынок.

Если страна-корабль хоть как-то и выжила при таком грубом повороте, то только благодаря их усилиям. Тех, кто остался верен, кто не бросил, не сел на чужую шею, не вылез за счет тонущих ближних, не спустился в трюм, не отдирал доски себе на плотик.

-3

С этим опытом пришло и понимание, почему лирический герой "Письма" вызывал какую-то брезгливость. А каких еще чувств заслуживает слабак и предатель? Я восхищаться его предательством не намерена, какими бы тонкостями натуры он это ни пытался объяснить.

Прошло еще четверть века. Рулевой опять крепко сменил курс. Опять экипаж и пассажиров крепко укачивает, а вокруг все грозит развалиться в щепки. И опять каждому из нас приходится решать, где его место по штормовому порядку.

Кстати, вновь рискуем узнать много нового о себе и своих знакомых. Будем готовы и к этому.

Еще на канале о непростых временах и школьной классике:

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба