Маленький черноволосый мальчик трёх лет внимательно смотрел на серьёзного отца. Он перекатывал на языке, как косточку от вишни, незнакомое слово — Россия. Смаковал, пробовал на вкус, чуть-чуть мечтал, насколько позволяло его детское воображение. Какое оно — новое место? Почему мы уехали из дома? Почему папа всегда хмурый?
Папа мальчика — армянский купец, Лазарь Назарович Газарян. Год рождения сына выпал на страшные волнения в Персии: убили Надир-шаха, многие знатные семьи спешно покидали страну в поисках более стабильного и безопасного места. Старинный и влиятельный род Газарян в том числе.
Лазарь Назарович знал, что в России ему найдётся место. К тому же, у него были деньги и связи, волноваться было не о чем. Но как любой родитель, убегающий из страны, прячущий от опасности под крылом своих маленьких детей, он тревожился. Что будет с его семьей?
Отец ещё не знал, что трехлетний, черноволосый мальчик по имени Еким с серьезными, заинтересованными глазами вырастет в сильного мужчину-предпринимателя, просветителя и благотворителя России.
Новая фамилия
В России семья получила дворянство и поменяла фамилию — с Газарян на Лазаревых. Лазарь Назарович занялся ювелирным делом и шёлковыми товарами. Он готовил для этого почву здесь уже давно, поэтому спустя 9 лет смог купить целую шелкоткацкую фабрику в Подмосковье. Сыновья росли, мужали и начинали ему помогать.
Старший сын — Иван — был придворным ювелиром Екатерины II. Именно он помог привезти в страну бриллиант Орлов.
Средний сын — Еким — стал предпринимателем и отцом семерых детей. Он основал армянское училище, которое впоследствии стало Лазаревским институтом восточных языков. Задумка была в том, чтобы создать образовательное заведение для бедных армянских детей и дать им бесплатное образование. Еким пожертвовал в Институт библиотеку размером более 3 000 книг, минералогическую коллекцию, физические приборы и мебель общей стоимостью в 30 000 рублей, а деньгами вложил 200 000 рублей, это огромная сумма по тем временам.
Наследие фамилии
Еким любил своих детей и переживал, чтобы не началась грызня за наследство после его смерти. К 81 годам его состояние насчитывало 9 миллионов рублей. Поэтому о завещании он подумал заранее, составив «раздельный акт» с долями, которые он сам видел справедливыми. Самая известная из его дочерей, княгиня Марфа, получила 200 000 рублей приданого.
Марфа выйдет замуж за представителя другого старинного армянского рода и объединит династии. Её дочь будет работать с Пушкиным, а внучка начнёт судится с Советским Союзом.
Однажды Марфа выйдет из своего дома, взглянет на крышу и вздохнёт: «Бог ты мой, хоть бы уберечься от пожара...». Могла ли она, дочь Екима Лазарева, представить, что будет жить под соломенной крышей? Так ещё и жить счастливо…
Но это уже совсем другая история, которую я обязательно расскажу на своём канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации! Буду рада, если отметитесь в комментариях, если такие истории вам интересны)