Медицинские тексты древней Месопотамии содержат рецепты и методы лечения всевозможных недугов, ран и болезней. Однако была одна болезнь, от которой не было лекарства: страстная любовь. Из медицинского текста, найденного в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии, взят следующий отрывок:
Когда пациент постоянно прочищает горло; часто теряет дар речи; всегда разговаривает сам с собой, когда он совсем один, и беспричинно смеется в углах полей, обычно подавлен, горло сжимается, не находит удовольствия ни в еде, ни в питье, без конца повторяя, с большими вздохами: «Ах, мое бедное сердце!' – он страдает от любовной тоски. Для мужчины и для женщины это все одно и то же.
Брак в древней Месопотамии имел жизненно важное значение для общества буквально, потому что обеспечивал продолжение рода и социальную стабильность. Браки по договоренности были нормой, в которых пара часто никогда не встречалась, и, согласно Геродоту, существовали даже свадебные аукционы, на которых женщин продавали тому, кто больше заплатит, но человеческие отношения в древней Месопотамии были такими же сложными и многослойными, как и сегодня, и частью этой сложности было чувство любви.
Популярность того, что сегодня назвали бы «песнями о любви», также свидетельствует об общности глубокой романтической привязанности между парами. Несколько названий этих стихотворений иллюстрируют это:
`Спи, уходи! Я хочу держать мою любимую на руках!»
«Когда ты говоришь со мной, мое сердце переполняется так, что я могу умереть!»
«Вчера вечером я не закрывал глаза; Да, я не спал всю ночь, моя дорогая [думая о тебе]».
Есть также стихи, такие как аккадское сочинение ок. 1750 г. до н.э., в которых изображен спор двое влюбленных, женщина чувствует, что мужчину привлекает другая, и он должен убедить ее, что она для него единственная. В конце концов, обсудив проблему, пара примиряется и становится ясно, что теперь они будут жить долго и счастливо вместе.
Брачный бизнес
Однако в отличие от романтической любви и совместной жизни пары существует «деловая сторона» брака и секса. Геродот сообщает, что каждая женщина хотя бы раз в жизни должна была сесть возле храма Иштар (Инанны) и согласиться на секс с любым незнакомцем, которого она выбрала. Считалось, что этот обычай обеспечивает плодородие и дальнейшее процветание общества. Поскольку девственность женщины считалась необходимым условием брака, маловероятно, чтобы незамужние женщины принимали в этом участие, и, тем не менее, Геродот утверждает, что это требовалось от «каждой женщины». Практика священной проституции, как ее описывает Геродот, оспаривалась многими современными учеными, но его описание аукциона невест - нет. Геродот пишет:
Раз в год в каждой деревне собирались молодые женщины, имеющие право на замужество, все вместе в одном месте; в то время как мужчины стояли вокруг них в кругу. Затем глашатай по очереди вызывал молодых женщин и предлагал их на продажу. Он начал с самой красивой. Когда она была продана по высокой цене, он предложил на продажу ту, которая была следующей по красоте. Затем всех их продали в жёны. Самые богатые из вавилонян, желавшие жениться, соперничали друг с другом за самых красивых девушек, тогда как простолюдины, не заботившиеся о красоте, получали вместе с денежной компенсацией и более некрасивых женщин... и предложение для женщин. Это был лучший из всех их обычаев, но теперь он вышел из употребления. (Истории I: 196)
Таким образом, хотя романтическая любовь действительно играла роль в месопотамских браках, согласно обычаям и ожиданиям месопотамского общества, брак был юридическим договором между отцом девушки и другим мужчиной (женихом, как в случае аукциона невесты, на котором жених платил отцу девушки выкуп за невесту) или, чаще, между двумя семьями, которые функционировали как основа сообщества. В шумерском языке слово «любовь» было составным глаголом, который в буквальном смысле означал «измерять землю». Как у шумеров, так и у вавилонян (а также, весьма вероятно, и у ассирийцев) брак был по существу деловым соглашением, призванным обеспечить и увековечить упорядоченное общество. Хотя в браке был неизбежный эмоциональный компонент, его главной целью в глазах государства было не дружеское общение, а продолжение рода; не личное счастье в настоящем, а общая преемственность в будущем.
Без сомнения, это был «официальный» взгляд на брак, и нет никаких доказательств того, что мужчина и женщина решили просто пожениться самостоятельно (хотя есть свидетельства того, что пара жила вместе, не вступая в брак). Каждый брак начинался с юридического контракта. В самом деле, как гласил месопотамский закон, если мужчина женится, не составив предварительно и не заключив брачный договор, женщина, на которой он «женится», не будет его женой. Всякий брак начинался не с совместного решения двух влюбленных, а с переговоров между представителями двух семей.
После подписания брачного контракта в присутствии свидетелей можно было планировать церемонию.
Свадебная церемония должна была включать пир, чтобы считаться законной. Ход брачного процесса состоял из пяти этапов, которые необходимо было соблюдать, чтобы пара вступила в законный брак:
1. Брачный/помолвочный договор;
2. Выплаты семей жениха и невесты друг другу (приданое и выкуп за невесту);
3. Церемония/застолье;
4. Невеста переезжает в дом свекра;
5. Половой акт между парой, при котором невеста должна была быть девственницей в первую брачную ночь и желательно забеременеть.
Если какой-либо из этих шагов не был выполнен или выполнен неправильно (например, невеста не забеременела), брак мог быть признан недействительным. В случае, если невеста оказывалась не девственницей или не могла зачать, жених мог вернуть ее в семью. Ему придется вернуть ее семье ее приданое, но он получит выкуп за невесту, который заплатила его семья.
Помолвка
Особое внимание уделялось помолвке. Помолвки были серьезным делом в Вавилонии, особенно для тех, кто мог передумать. Согласно Кодексу Хамураппи, жених, который передумал, лишался всего своего залога (подарка на помолвку) и выкупа за невесту. Если предполагаемый тесть передумал, он должен был заплатить разочарованному жениху двойную сумму выкупа за невесту. Более того, если претендент-соперник убеждал тестя передумать, тестю не только приходилось платить вдвое, но и сопернику не разрешалось жениться на дочери. Эти юридические наказания действовали как мощное сдерживающее средство против изменения взглядов и как мощный стимул как для ответственного принятия решений, так и для упорядоченного социального поведения.
Эти поощрения и наказания были особенно важны, потому что молодые люди в Месопотамии, как и молодые люди в наши дни, не всегда желали подчиняться желаниям своих родителей. Молодой мужчина или женщина вполне могут любить кого-то другого, кроме «лучшей пары», выбранной их родителями. Стихотворение, изображающее богиню Инанну, известную своей склонностью к «свободной любви» и делающей все, что ей заблагорассудится, и ее возлюбленного Думузи, как полагают, иллюстрирует проблемы, с которыми сталкиваются родители, наставляя своих детей, особенно дочерей, в надлежащем поведении (хотя, поскольку Инанна и Думузи были очень популярной парой в религиозной и светской литературе, сомнительно, чтобы молодые люди интерпретировали стихотворение так же, как их родители). Стихотворение рассказывает, что Инанну побудили выйти замуж за успешного бога-земледельца Энкимду, но она любила бога-пастуха Думузи и поэтому выбрала его. (Обратите внимание на некую параллель с историей Каина и Авеля).
Другое стихотворение об отношениях Инанну и Думузи отлично описывает те проблемы, которые вызывали беспокойство матерей молоденьких девушек еще в Шумере:
Она украдкой вышла из дома, как влюблённый подросток, чтобы пойти на встречу с любимым под звёздами, «которые сверкали так же, как и она», потом поваляться под его ласками и вдруг, видя надвигающуюся ночь, задуматься, как она собирается объяснить ее отсутствие и опоздание матери: «Отпусти меня! Я должен идти домой! Отпусти меня, Думузи! Я должна идти! /Какую ложь я скажу моей матери? / Какую ложь я скажу моей матери Нингаль? И Думузи предлагает ответ: пусть она скажет, что ее спутницы уговорили ее пойти с ними послушать музыку и потанцевать.
Таким образом, наказания и поощрения должны были удержать молодую пару на желаемом пути к браку и помешать им вступать в романтические отношения. После того, как пара поженилась должным образом, они должны были быстро родить детей. Секс считался просто еще одним аспектом жизни, и в сексуальной жизни месопотамцев не было ни смущения, ни застенчивости, ни табу. Могло случиться так, что была выбрана эксцентричная обстановка, вместо того, чтобы придерживаться спальни. Месопотамцам могло прийти в голову «заниматься любовью на террасе на крыше дома»; или «на пороге двери»; или «прямо посреди поля или сада», или «в каком-нибудь безлюдном месте»; или "тупике"; или даже «посреди улицы», либо с любой женщиной, на которую он «набросился», либо с проституткой.
Занятия любовью были естественным занятием, столь же облагороженным с культурной точки зрения, как еда была возвышена кухней. С какой стати человек должен чувствовать себя униженным, или ущемленным, или виновным в глазах богов, практикуя это так, как ему заблагорассудится, всегда при условии, что никакая третья сторона не пострадала или что никто не нарушил никаких обычных запретов, которые контролировали повседневную жизнь.
Это не означает, что жители Месопотамии никогда не имели романов или никогда не изменяли своим супругам. Существует множество текстовых свидетельств, которые показывают, что они были. Однако, если обнаруживалась измена, судьи выносили достаточно жесткие приговоры, включая применение смертной казни: мужчин, поскольку они причинили серьезный вред третьему лицу; женщин, потому что, даже будучи тайными, измены могут нанести ущерб сплоченности семьи. В Месопотамии любовные порывы традиционно сдерживались коллективными ограничениями с целью обеспечения безопасности того, что считалось ядром социального тела — семьи — и, таким образом, обеспечения ее преемственности. Таким образом, основным призванием каждого мужчины и женщины, его или ее «судьбой», как они говорили, имея в виду радикальное желание со стороны богов, был брак. И [как написано в древнем тексте] «юноша, оставшийся одиноким… не взявший жены и не воспитавший детей, и молодая женщина, которая не была ни лишена девственности, ни оплодотворена, и на которой ни один муж не расстегнул застежку ее одежды и не снял ее одежды, чтобы обнять ее и дать ей наслаждение, пока ее груди не набухнут от молока и она не станет матерью, считались маргиналами, обреченными на жалкое существование».
Размножение как цель брака
Дети были естественным и очень желанным последствием брака. Бездетность считалась большим несчастьем, и мужчина мог взять вторую жену, если невеста оказывалась бесплодной. Вся судебная практика показывает нам, что жена полностью находится под властью своего мужа, и социальные ограничения, предоставляющие мужу полную свободу действий, не были к ней благосклонны. Во-первых, хотя моногамия была распространена, каждый мужчина — в соответствии со своими прихотями, потребностями и возможностями — мог добавить к первой жене одну или несколько «вторых жен», вернее, наложниц.
С первой женой часто советовались при выборе вторых жен, и в ее обязанности входило следить за тем, чтобы они выполняли обязанности, для которых были выбраны. Если в дом была добавлена наложница, потому что первая жена не могла иметь детей, потомки наложницы становились детьми первой жены и могли наследовать и продолжать фамилию. (Собственно, так и произошло в историях Авраама и Сары, а также Якова и Рахили).
Поскольку основной целью брака, с точки зрения общества, было рождение детей, мужчина мог иметь в своем доме столько наложниц, сколько мог себе позволить. Продолжение семейной линии было наиболее важным, поэтому наложницы были довольно распространены в тех случаях, когда жена была больна, в целом плохого здоровья или бесплодна.
Однако мужчина не мог развестись с женой по состоянию ее здоровья; он продолжал чтить ее как первую жену, пока она не умерла. В этих обстоятельствах наложница становилась первой женой после смерти жены, и, если в доме были другие женщины, каждая из них поднималась на одну позицию в домашней иерархии.
Развод и неверность
Развод носил серьезную социальную стигму и не был обычным явлением. Большинство людей женятся на всю жизнь, даже если этот брак не был счастливым. В надписях записано, что женщины убегают от своих мужей, чтобы переспать с другими мужчинами. Если женщину поймали на месте преступления, ее могли бросить в реку, чтобы она утонула вместе со своим любовником, или ее могли посадить на кол; обе стороны должны были быть пощажены или казнены. Кодекс Хамураппи гласит: «Однако, если владелец жены желает сохранить ей жизнь, царь в равной степени простит любовника женщины».
Развод обычно инициировал муж, но женам разрешалось развестись со своими супругами, если были доказательства жестокого обращения или пренебрежения. Муж мог развестись с женой, если она оказывалась бесплодной, но, поскольку тогда ему пришлось бы вернуть ей приданое, он с большей вероятностью добавил бы в семью наложницу. Кажется, людям того времени никогда не приходило в голову, что мужчина может быть виноват в бездетном браке; вина всегда приписывалась женщине. Муж также мог развестись со своей женой по причине супружеской неверности или небрежного отношения к дому, но, опять же, должен был вернуть ее имущество и также страдать от позора развода. Обе стороны, кажется, обычно выбирали лучшее из ситуации, даже если она не была оптимальной. Что же касается замужней женщины, то при условии, что у она была достаточно умна и умела пользоваться своими чарами, пуская в ход всю свою хитрость, она была не менее способна заставить своего мужа подчиняться правилам. Прорицательный оракул упоминает женщину, забеременевшую от третьего лица, которая непрестанно умоляет богиню любви Иштар, повторяя: «Пожалуйста, пусть ребенок будет похож на моего мужа!» [и] нам рассказывают о женщинах, которые оставили свой дом и мужа, чтобы гулять не один раз, а два, три… целых восемь раз, некоторые возвращались позже, удрученные, или вообще никогда не возвращались.
Женщины, бросающие свои семьи, были редкостью, но их было достаточно, чтобы о них писали. Женщина, путешествующая в одиночку в другой регион или город, чтобы начать новую жизнь, если она не была проституткой, была редкостью, но встречалась, и, похоже, это был вариант, выбранный женщинами, оказавшимися в несчастливом браке, которые предпочли не страдать от позора публичного развода.
Поскольку развод благоприятствовал мужчине, «если женщина выражала желание развестись, ее могли выгнать из дома мужа без гроша в кармане и голой» (Немет-Неджат, 140). Мужчина был главой семьи и высшей властью, и женщина должна была убедительно доказать, что ее муж не выполнил свою часть брачного контракта, чтобы добиться развода.
Тем не менее, следует отметить, что большинство мифов древней Месопотамии, особенно наиболее популярные мифы (такие как «Сошествие Инанны », « Инанна и дерево Хулуппу», «Эрешкигаль и Нергал») изображают женщин в очень лестном свете и, зачастую, как имеющий преимущество перед мужчинами. В то время как мужчина были признаным авторитетом как в правительстве, так и дома, женщина могла владеть своей землей и бизнесом, покупать и продавать рабов и инициировать бракоразводный процесс.
Жить долго и счастливо
Однако, несмотря на все трудности законного брака в Месопотамии, тогда, как и сейчас, было много счастливых пар, которые прожили вместе всю жизнь и наслаждались своими детьми и внуками. Помимо упомянутых выше любовных стихов, письма, надписи, картины и скульптуры свидетельствуют об искренней привязанности между парами, независимо от того, как мог быть устроен их брак. Письма между Зимри-Лимом, королем Мари, и его жена Шипту особенно трогательны тем, что видно, как сильно они заботились друг о друге, доверяли и полагались друг на друга. Счастливые браки процветали в древние времена; в шумерской пословице упоминается муж, хвастающийся тем, что его жена родила ему восемь сыновей и все еще готова заниматься любовью, а вот описание шумерской статуи сидящей пары 2700 г. до н. э.:
Пожилая шумерская пара сидит бок о бок, слившись скульптурой в единый кусок гипсовой скалы; его правая рука обняла ее за плечо, его левая рука нежно сжала ее правую, их большие глаза смотрели прямо в будущее, их состарившиеся сердца помнят прошлое.
Хотя обычаи месопотамцев могут показаться странными или даже жестокими современному человек, люди древнего мира ничем не отличались от тех, кто живет сегодня. Многие современные браки, начатые с большими надеждами, заканчиваются плачевно, в то время как многие другие, которые поначалу даются с трудом, сохраняются на всю жизнь. Практика, с которой начинаются такие союзы, не так важна, как то, что и в Месопотамии, так и в настоящее время, брак представлял собой множество проблем, которые пара либо преодолела, либо уступила.