Найти тему
Московские истории

Малый театр: Два часа наедине с куклой, музыкой и Гармашем

Честно говоря, идти на премьеру спектакля «Кроткая» по Достоевскому в Малый театр я побаивалась. Федор Михайлович умеет нагнать мрака, а его в нашей жизни и так хватает. Но боялась зря, это — другое.

Малый Театр, Основная сцена, зал, обложка приглашения.
Малый Театр, Основная сцена, зал, обложка приглашения.

Два с половиной часа Сергей Гармаш, фактически один, держит зал. Его герой — муж самоубийцы, несколько часов назад выбросившейся из окна. Тело ее еще здесь, рядом. Он не понимает: зачем, почему?! И на наших глазах раскручивает всю эту историю обреченной на провал любви — ростовщика и 16-летней сироты.

Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.
Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.

«Ростовщик» и «сирота» уже звучит безнадежно. Но путаный монолог героя, как ни странно, высвечивает моменты, когда сюжет мог бы повернуться по-другому. Намерения-то были благие. «Собрать... тридцать тысяч рублей и окончить жизнь где-нибудь в Крыму, на Южном берегу, в горах и виноградниках, в своем имении, купленном на эти тридцать тысяч... с идеалом в душе, с любимой у сердца женщиной, с семьей, если бог пошлет, и — помогая окрестным поселянам». Что же пошло не так?

Вводя ее в дом, я думал, что ввожу друга, мне же слишком был надобен друг. Но я видел ясно, что друга надо было приготовить, доделать и даже победить. (Достоевский, «Кроткая»).
Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.
Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.

Текст не кажется ни архаичным, ни назидательным. Это живой рассказ сломанного и сломавшего другую жизнь человека, которого никто никогда не любил. Он актуален и сейчас. Недаром сегодня так часто звучит модное слово «абьюз». Невозможность достучаться. Молчаливое неодобрение. Тяжелое молчание между двоими. Все тяжелее, тяжелее, и вот уже - дно.

«Наш спектакль о любви, – говорит режиссер Виктор Крамер. – О любви высокой и трагичной, страстной и абсурдной и о чудовищной силе саморазрушения, которая заложена в человеке. Он о том, что даже когда Господь, чтобы вытащить нас из пустоты, дает нам шанс и посылает чудо, мы умудряемся почти осознанно разрушить его».
Юрий Башмет и "Солисты Москвы". Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.
Юрий Башмет и "Солисты Москвы". Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.

Полноправный участник спектакля — нежная, тревожная, будто полная сомнений музыка Кузьмы Бодрова. Идея музыкальной постановки Достоевского возникла у Сергея Гармаша, когда в «Современнике», где он тогда еще работал, вышел спектакль Виктора Крамера «Не покидай свою планету». Историю Маленького принца вместе с Константином Хабенским там рассказывали «Солисты Москвы» во главе с дирижером и альтистом Юрием Башметом, который и стал полноценным соавтором сценического воплощения «Кроткой».

Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.
Сцена из спектакля. Фото Евгения Люлюкина. Сайт Малого театра.

Можно подумать, что Сергей Гармаш на сцене совсем один. Нет, присутствует и героиня — в виде куклы и студенток Высшего театрального училища имени Щепкина.