Юрий Анненков - известный художник-авангардист, объединивший в своих работах кубизм и реализм. Его отец-народоволец участвовал в покушении на Александра II, но сам Юрий выбрал путь чистого искусства. Хотя и был знаком со множеством революционеров, писал их портреты и вёл с ними разговоры. Вот какие впечатления у него остались от общения с В.И. Лениным.
Впервые Анненков увидел Ленина еще в подростковом возрасте, когда тот жил по соседству на даче в Куоккале. Там, на берегу Финского залива, будущий вождь скрывался от петербургской полиции. Он приходил к Анненковым в гости и качался на их качелях. Однажды, раскачиваясь, Ленин, смеясь, сказал:
"Какое вредное развлечение - вперёд, назад, вперёд, назад! Гораздо полезнее было бы - вперёд, вперёд, всегда вперёд!"
В 1921 году Анненков был приглашен в Кремль, чтобы написать портрет Ленина. За несколько часов он успел сделать набросок в жанре кубизма. Ничего во внешности вождя его не поразило.
"Это был человек небольшого роста, с бесцветным лицом и хитровато прищуренными глазами типичного мещанина."
После смерти Ленина на основе этого наброска Анненкову был заказан большой портрет масляными красками, который после воцарения Сталина исчез, т.к. относился к так называемому формализму. После смерти Сталина портрет был найден в музейном подвале и опубликован в журнале "Смена".
Искусства Ленин не понимал, и говорил Анненкову, пишущему его портрет:
"Когда пропагандная роль искусства будет сыграна, мы его - дзык-дзык! - и вырежем за ненужностью. Но вы поговорите с Луначарским, он большой специалист, у него даже какие-то идейки есть в этой области".
Насчет интеллигенции у Ленина также было вполне сложившееся мнение:
"К интеллигенции я большой признательности не питаю, и наш лозунг о ликвидировании безграмотности отнюдь не следует толковать как стремление к нарождению новой интеллигенции. Каждый крестьянин и рабочий должен уметь читать наши декреты и воззрения".
В те же годы художник работал с документацией в институте имени В.И. Ленина для подготовки иллюстраций к трудам о вожде. Некоторые ленинские записи, сделанные от руки, наспех, его настолько поразили, что он незаметно перенес их в свою записную книжку.
Из этих записей следовало, что Ленин быстро понял невозможность коммунистической революции в мировом масштабе. Но утверждал, что необходимо поддерживать дипломатические и коммерческие связи с капиталистическими государствами, хоть и считал их враждебными. Это необходимо, чтобы спасти советскую Россию от изоляции и пустить пыль в глаза «глухонемой» Европе и Америке. Под видом дипломатов и культурных представителей он собирался заслать по всем странам шпионов.
«Говорить правду - это мелкобуржуазный предрассудок. Ложь, напротив, часто оправдывается целью. Капиталисты всего мира в погоне за завоеванием советского рынка закроют глаза и превратятся в слепцов, которые будут снабжать нас недостающими материалами и восстановят нашу военную промышленность, необходимую для наших будущих победоносных атак. Они будут трудиться над подготовкой собственного самоубийства».
Позже Анненков написал портрет Троцкого, который, и Троцкий, и портрет, понравились ему куда больше. Возможно, потому, что этот политический деятель любил искусство и разбирался в нём. Что, естественно, не спасло его от гибели. Анненкова же спасла эмиграция, в которой он разумно решил остаться в 1924-м. Художник был успешен во Франции. Оформлял сцены опер и балетов, создавал костюмы и декорации для фильмов, и, конечно, писал портреты. Вряд ли его ждала подобная судьба в России.
О том, как русский авангард взлетел на вершину после революции, и как его "дзык-дзык!" через несколько лет, можно узнать из хорошей книги "Авангардисты" или прочитать в моей статье.
А вот еще пара историй о советских художницах. Одну знают все, другую - никто.
#мемуары kino-and-more