5,1K подписчиков

Один из немногих художников, давших имя цвету. Лазурь Максфилда Пэрриша

2,7K прочитали
Максфилд Пэрриш, фрагмент картины "Лютнисты"
Максфилд Пэрриш, фрагмент картины "Лютнисты"

Как часто мы бываем уверены, что любим творчество вот этого Художника Имярека – только потому, что не знаем кого-то на него похожего, но гораздо лучше! «Сверхзадача» моих «заметок», как я однажды уже упоминал, состоит в том, чтобы, расширяя горизонты, способствовать формированию осознанного круга художественных предпочтений – и своего собственного, и читателей.

Я бы никогда не взял на себя труд сформулировать, что именно замечательного можно найти в творчестве Максфилда Пэрриша, если бы не решил, что именно о нём следует написать в этой вот публикации. А решил потому, что начатая мною однажды тема американских иллюстраторов обещает быть неожиданно плодотворной. Коммерческое искусство в конце 19 – первой половине 20 в. в Штатах взлетело на такую высоту, что о нём можно говорить как о серьёзном художественном явлении, при этом близком и понятном зрителю, в отличие от современных ему многочисленных «-измов». Проблема лишь в том, что не у каждого из художников-иллюстраторов был свой узнаваемый, неповторимый стиль – всё-таки рынок предъявлял свои требования, и похожесть, а то и прямое подражание были явлением распространённым.

Ну, вот в этом грехе Максфилда Пэрриша упрекнуть никак нельзя! Узнаваем – и даже не по целой картинке, а по её небольшому кусочку!

Фрагмент картины "Рассвет".
Фрагмент картины "Рассвет".

Он был, вероятно, самым популярным художником двадцатого века в Соединенных Штатах после Нормана Рокуэлла. Как и многие американские художники, он начал свою художественную карьеру в качестве иллюстратора и стал известным благодаря публикации своих работ в популярных журналах, таких как Harper's Weekly, Life и Collier's.

Пэрриш иллюстрировал множество книг, среди них - классика детской литературы "Сказки Матушки Гусыни" Перро в пересказе Фрэнка Баума, арабские «Сказки Тысячи и Одной Ночи», "Дни грез" Кеннета Грэхема. Еще большую известность он получил как художник рекламы благодаря своим плакатам, которые в 1920-х годах украшали миллионы домов в Штатах. Он также был художником-монументалистом. Его самую знаменитую фреску "Старый король Коль" (1906) можно увидеть в баре отеля St. Regis в Нью-Йорке, а его панно «Небесный Замок Мечты» - над камином в студии Тиффани.

Он родился в 1870 году в Филадельфии, в семье профессионального художника и гравера Стефана Пэрриша, и при рождении получил имя Фредерик. Максфилд – творческий псевдоним, девичья фамилия бабушки художника.

В ранней юности ему посчастливилось побывать и даже учиться в Европе, в Англии, Италии и Франции. Рисованию он обучался вначале в одной из парижских частных художественных школ, а по возвращении на родину еще несколько лет изучал архитектуру в колледже Хэверфорд. Правда, уже тогда он проявлял больше интереса к искусству живописи и графики.

В 1892 году Пэрриш поступил в Академию изящных искусств в Пенсильвании. Потом был еще университет Дрекселя, где его наставником был известный иллюстратор Говард Пайл. Словом, его профессиональная подготовка была серьезной и достаточно разнообразной. Но главное – уже в годы учёбы он открыл и начал совершенствовать свой творческий метод и свою уникальную технику работы.

Когда видишь его работы впервые, ничего не зная о художнике, их очень трудно сразу соотнести с эпохой. Порой кажется, что так мог бы работать художник середины 19 столетия. Они ведь такие детализированные, такие нежные, его картины! А иной раз, наоборот, кажется, что это какой-то современный мастер, активно использующий средства фотообработки и монтажа. Кажется, такое изображение можно получить с помощью фотофильтра, найди только подходящую натуру. Однако созданы они были в то время, когда ни о каких фильтрах в художественной обработке фото никто ещё и не помышлял. Хотя фотографию Пэрриш, конечно, использовал.

Свои сказочные композиции и идеальные пейзажи он писал в студии, и натурой для них чаще всего являлись монтажи из фото, сделанных в разных местах. Ещё он часто создавал подробные архитектурные модели зданий, чтобы изучать расположение теней и бликов и создавать нужные эффекты в своих картинах. Ведь, не надо забывать, в годы учебы он некоторое время намеревался стать архитектором. И вот полученные навыки пригодились.

Особенного вида своих картин Пэрриш добивался с помощью кропотливой техники нанесения многочисленных лессировок поверх подмалевка на белом грунте, нанесенном на мазонит – новый для его времени материал, ДВП с особо гладкой поверхностью.

После высыхания каждого полупрозрачного слоя краски Пэрриш наносил тонкий слой лака. В качестве инструмента художник использовал очень тонкую кисть, чтобы прописать детали и дать растяжку цвета неба от темного кобальтово-синего вверху до почти белого у горизонта. Он также часто использовал грубую промокательную бумагу для создания в картине текстур (до того, как высохнет слой краски).

При этом нижние слои художник часто покрывал желтоватым лаком, так что они приобретали зеленый оттенок. У горизонта его небо светлеет и словно светится изумрудным светом. Но выше царит синева.

Этот-то синий цвет и запомнился зрителям в первую очередь. Эта необычайно интенсивная лазурь, такая чистая, почти ядовитая. Она получила название «Parrish Blue» и стала не только «фирменным знаком» художника, но и вполне общепринятым термином в искусстве и дизайне.

Синие тени на выветренных скалах - признак, по которому картины Пэрриша узнаются безошибочно.

"Пейзаж в Аризоне"
"Пейзаж в Аризоне"

Если вы приглядитесь к его работам, то заметите, что элементы изображений объединены достаточно условной связью. В первую очередь это касается изображений с фигурами в фантастических по красоте пейзажах, «девушек на камнях», как их позднее не без иронии называл сам художник. Девушки и другие персонажи действительно очень красивы, и место для них в пейзаже найдено оптимальное, но понятно, что всё это аранжировано самим художником.

Конечно, это сделано очень тонко.

Во-первых, Пэрриш старался соблюсти единство освещения в каждой сцене. Каждый кусок пейзажа (помните, они тоже собирались из разных фотоснимков) и каждая фигура в нём должны были быть освещены светом той же направленности, интенсивности и времени суток.

Во-вторых, художник сознательно использовал ограниченную палитру красок. Его любимые оттенки, помимо синего - золотисто-оранжевый, пурпурно-лиловый и чёрный. В результате их использования работа приобретала цветовое единство и сдержанность.

Целью Пэрриша — и он этого не скрывал — было создание НЕРЕАЛЬНО красивых изображений путем комбинирования реалистично (и даже натуралистично) написанных деталей. Поэтому его картины производят (во всяком случае, на меня) немного двойственное впечатление. Они вызывают восхищение мастерством художника, они чаруют, увлекают в мир грёз... и вместе с тем, они слегка раздражают своей чрезмерной подробностью. Художник настолько тщательно выписывает каждую трещинку, каждую шероховатость камней, каждую ветку деревьев, что создается впечатление, будто, рассказывая сказку, тебе одновременно читают лекцию по геологии и ботанике.

Порой детализация шла в ущерб и общему качеству работы. Посмотрите вот на это изображение — любой художник скажет вам, что дальний план «вываливается» вперёд, привлекает к себе слишком много внимания зрителя.

Иллюстрация к сказке "Джек и бобовый стебель"
Иллюстрация к сказке "Джек и бобовый стебель"

Конечно, следует принимать во внимание вкусы публики — в то время от коммерческих художников ожидали достаточно подробно сделанных изображений. И всё же, думается мне, в этой дотошной передаче деталей больше проявляется вкус и художественный темперамент самого Пэрриша. Его основательность, его научный склад ума. «Я создавал каждую картину на основе «динамической симметрии» и математической пропорции, которую древние греки и египтяне нашли привлекательной для глаза» - писал он.

Не только исследователь и конструктор реальности, но ещё и практичный человек, Пэрриш по-настоящему преуспел в избранной специальности. Его работы пользовались громадной популярностью. Он заключал удачные контракты. И в результате стал настолько финансово успешным, что смог спроектировать выстроить собственное поместье "Дубы" в местечке под названием Корниш в штате Нью-Хэмпшир. Многокомнатный особняк с изумительным видом на горы и реку.

Ещё в период учебы в университете Дрекселя Пэрриш познакомился с молодой преподавательницей искусства Лидией Остин. В 1895 году они поженились; у пары родилось четверо детей.

В качестве моделей художник часто использовал своих домашних. Помимо жены и детей, его любимой моделью, а также экономкой и пожизненной компаньонкой была Сьюзан Левин. В своей обширной студии он часто проводил время в ее обществе, но оба – и Пэрриш, и Левин – всегда настаивали на том, что их отношения носили исключительно деловой характер.

А для самой знаменитой работы художника - "Рассвет" - позировала Кэти Спенс, внучка одного из почитателей таланта Пэрриша. (Тот позднее выкупил картину за баснословные деньги). Лежащая женская фигура написана с неё, а склонившаяся над ней обнажённая девочка - это дочь художника. История картины, вкратце, такова. В 1920 году Стивен Ньюман из The House of Art сделал художнику заказ на большую работу. Заваленный проектами, Пэрриш смог начать картину только через два года, хотя и писал клиенту: «...красивая белая панель, приготовленная для неё, всегда на стене передо мной…» "Рассвет", написанный масляными красками на деревянной доске в фирменной технике Пэрриша, был сдан заказчику к декабрю 1922 года.

Три года спустя один из современников Пэрриша писал: «В 1925 году одна из каждых четырёх семей в Соединенных Штатах была обладательницей копии картины Пэрриша в своей гостиной. Количество её воспроизведений превзошло картины любого другого художника этого времени, за исключением работ Сезанна и Ван Гога». Литографии «Рассвета» оставили позади тиражи работ Энди Уорхола и Леонардо да Винчи, принеся фирме Reinthal & Newman огромный доход.

В 1931 году Пэрриш меняет свою "творческую ориентацию" и перестаёт писать фантастические композиции и вообще коммерческие работы. Полностью уходит в пейзаж. О прежних картинах он скажет: «Я писал их тринадцать лет, и я мог писать их еще тринадцать. Это опасные коммерческие игры. Они соблазняют человека повторяться».

Новое направление приносило меньше денег, зато больше соответствовало склонностям художника и приносило больше творческого удовлетворения.

Жена Пэрриша, Лидия, умерла в 1953 году. Несмотря на большую привязанность к Сьюзан Левин, которая находилась рядом с ним на протяжении сорока лет, Пэрриш так и не женился на ней. Сьюзан в возрасте 70 лет вышла замуж за своего друга детства, жившего неподалеку. Но сердце ее принадлежало Пэрришу: она продолжала готовить ему обеды и помогать в студии. Пэрриш пережил свою любимую модель; он ушел из жизни в возрасте 95 лет, в 1966-м году.

Как часто мы бываем уверены, что любим творчество вот этого Художника Имярека – только потому, что не знаем кого-то на него похожего, но гораздо лучше!-13

Мне кажется, что на примере жизни и творчества Максфилда Пэрриша можно учиться не только подходу к выполнению отдельных работ, но и организации карьеры художника в целом.

Он не был спонтанным, не был "артистичным". Последовательность, методичность, трудолюбие. Талант? Конечно! Но вкус и талант бессильны без постоянного упражнения, без упорства в достижении цели. И, в конечном итоге, даже "недостатки" могут обернуться достоинствами, если старательно направлять работу в нужное русло и стремиться доводить до конца любое начатое дело.

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.