«Мертвые души» – «божественная комедия»?
Существует растиражированный миф о том, что Гоголь писал «Мертвые души», опираясь на «Божественную комедию» Данте. Приверженцы данной теории говорят, что Гоголь задумывал три тома произведения, которые должны были бы повторять дантевскую структуру, а именно: ад, чистилище и рай – мол в первом томе плохие помещики во втором и так, и сяк, а в третьем хорошие помещики, но… разве это по Гоголю?
В первом томе описаны пять помещиков, к котором заезжает Чичиков,
и все они без условно плохи как люди, но разве настолько чтобы помещать их в ад? Предположим, что для Гоголя подобные архетипы – страшное зло которые достойны быть в аду, тогда второй том – чистилище – должен быть с помещиками, обладающими меньшим количеством пороков. Как известно, рукописи не горят! И полный второй том, написанный Гоголем, сгорел не полностью, что позволяет нам проанализировать помещиков, описанных автором.
Помещик с фамилией Петух – олицетворение обжорства; Кошкарев – натуральный безумец и бюрократ. Разве это чистилище? Помещики во втором томе в несколько раз хуже тех, что представлены в первом томе. Безусловно, нельзя судить так категорично по черновикам, но даже то, что мы имеем, говорит нам о том, что второй том – не тянет
на чистилище, а скорее наоборот: первый том – это чистилище, а незаконченный второй – это ад.
Но такая концепция сбивает повествование и всякий смысл.
И разве Чичиков, человек до жути алчный и лицемерный, – это кандидатура в рай?
Смею предполагать, что теория гласящая, что «Мертвые души» –
это русская «Божественная комедия» не больше, чем теория. Но что же тогда такое произведение Гоголя?
Капнем в древнюю древность, а именно в темные века Древней Греции, эпоху, которую так же именуют Гомеровской.
Что мы знаем о Гомере? Слепой старец, непризнанный в жизни (по Платону), «написавший» две древнейшие поэмы. Человек, который придумал древнегреческую мифологию. А что мы знаем о Гоголе? Нет, безусловно, он не был слепым, да и умер он достаточно молодым, но вот параллель, которая очень напрашивается – это мифология.
Можно сказать, что Гоголь – человек, придумавший всю Украинскую мифологию и образы поведения. Но единственное ли это сходство?
Рассмотрим каждую поэму Гомер. «Илиада» – это произведение о последнем годе осады Трои, которое можно охарактеризовать как произведение описывающие, что нужно сделать, чтобы жить и каких людей ожидает смерть. Глупых и предателей царь Агамемнон колотил палками, а вот мудрым и смелым, таким как Нестор, Одиссей и прочие ахеяне, помогали сами боги!
«Одиссея» же – произведение, описывающее мир, в котором жили древние греки, по Гомеру. В нем главный герой – Одиссей, пытаясь добраться до дома, натыкается на разного рода препятствия.
По моему мнению, у многих народов есть своя «Одиссея» и «Илиада». У испанцев – это «Дон Кихот», у евреев – Танах, а у нас – «Мертвые души».
Однако же произведение Гоголя выполняет роль «Одиссеи» и только «Одиссеи».
Что за вздор!? Какая Одиссея?
Проведем аналогии. Персонажи:
Евмей – раб, который сохранил верность Одиссею за время его долгого отсутствия напоминает Петрушу и Селифана, которые так же верны Чичикову, как и Евмей Одиссею.
Кирка – дочь Гелиоса и Персеиды. На ее острове во время морских странствий оказался Одиссей. Несколько его спутников отправились осматривать остров, но были превращены Киркой в свиней. Тогда Одиссей пришел к дому волшебницы и с помощью подаренного Гермесом чудесного растения моли победил ее чары. Кирка, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться на острове и разделить её любовь. Одиссей согласился, но прежде взял с нее клятву, что она
не замышляет против него ничего дурного и вернёт человеческий облик его спутникам, обращённым в свиней. Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей, стал просить Кирку отпустить их на родину.
Кирка – это Коробочка, но без романтики и постаревшая. Коробочка очень заботливая, как и волшебница. К Коробочке, как и к Кирке, герой попадает случайно. Да и свиньи упомянуты недаром. У помещицы все разговоры сводились к свиному салу, что прямо намекает нам на связь между героями разных произведений.
Полфем – злобный, голодный, неуклюжий циклоп – не кто иной, как Собакевич.
Сирены – демонические создания, которые заманивают смертных своим красивым пением, очень походят на Манилова, чья деревня «Не всех заманит», но тот, кто туда приедет, не выберется из этого киселя.
Ноздрев же, человек до жути расточительный и любящий веселье, похож на типичного представителя народа лотофагов, которые поедали лотосы ради получения удовольствия. Другими словами, лотос был наркотиком. Поведение Ноздрева очень походит на то, что он в состоянии опьянения, да и фамилия говорящая.
А вот Плюшкин – абсолютно самостоятельный персонаж, и именно поэтому – единственный помещик, у которого есть собственная история.
Сцена с душами
Гоголь – хитрец. Он обернул самую душещипательную сцену «Одиссеи» в юмористическую оболочку.
Сцена, где Одиссей спускается в царство Аида к умершим душам, очень сильна у Гомера. В царстве мертвых герой встречается со своими друзьями и единственной женщиной, а именно, матерью, о чей смерти он не знал. И чтобы поговорить с ними, герой должен наполнить корыто кровью.
В начале седьмой главы, Чичиков пытается угадать биографию и поговорить с мертвыми душами. Особое внимание он заостряет на Петре Неуважай-Корыто, и единственной женщиной в списках становится вписанная Собакевичем Елизавета Воробей.
Путешествие
Чичиков, как и Одиссей, путешествует по миру. За одним исключением: дома нет. Одиссея ждет на Итаке жена, а вот Чичикова никто не ждет. Чичиков лишь живет мечтой о доме и беспокоится о том, что подумают
о нем потомки. Вот и основная трагедия русского человека, по Гоголю: у русского человека нет понятия «Дом».
Тема дома в «Мертвых душах»
Во всем произведении не встречается ни одного порядочного, уютного дома. Гостиница, в которой поселился главный герой, выглядит убого, и в ней обитают тараканы. Дом Манилова – не самый манящий. Дом Коробочки – с ужасными скрипучими часами. В ноздрёвском доме происходит полный хаос и так далее.
Русская Одиссея
«Мертвые души» – произведение, описывающее мир вокруг русского человека. Мир, в котором слух разлетается со страшной скоростью, мир, в котором обитают гоголевские помещики, мир, в котором нет дома.
Автор: Илья Лебедев