Клариси Лиспектор - бразильская писательница, о которой говорили:
Она выглядела как Марлен Дитрих.
Она писала как Вирджиния Вулф.
Вот уже более 30 лет прошло с момента её смерти, а она становится все более читаемой. Почему? Ну, например, её социальная повесть "Час звезды".
Повесть "Час звезды" в необычной форме рассказывает о тяжелой жизни девушки с северо-востока в Рио-де-Жанейро, о ее несчастной любви и смерти.
Такая довольно скупая аннотация, которая говорит по существу, не вдаваясь в подробности сюжета и стиля. Коротко и ясно. Отсюда может показаться, что это произведение - типичное нытье про бедное человеческое существо, родившееся в нищите. Таких книг очень много. И много среди них заурядных. Но не данная повесть.
Та самая история, что так подходит для чтения в дождливый, абсолютно серый день. В такой день не хочется думать. Зато в такой день можно дочитывать историю Макабеи, предаваясь выписыванию цитат. И не думать, как героиня, родившаяся из пойманного писателем взгляда. Ведь автор уже подумал и всё написал, пусть мучительно, пропуская через себя и постоянно повторяя, как бы он хотел абстрагироваться от ответственности за судьбу своих персонажей. Намеренно пишу "он", несмотря на то, что книгу написала женщина, сам рассказ в повести ведёт писатель-мужчина. Его задача - рассказать правду, не впадая в сентиментальность и не используя высокопарных фраз. Факты, только факты. Только прямота высказываний и честность в мыслях, выливающихся на бумагу. Называть вещи своими именами, по-настоящему раскрывая силу слова. Как кричать.
Итак, он всё написал. Тебе остается лишь либо кивнуть в знак согласия, либо поводить головой из стороны в сторону: "Ну нет же, нет, нет, нет...". Но киваешь значительно чаще. Почти всегда. Несмотря на то, что суждения здесь непривычные. Именно своей точностью и правдивостью. Острые, как бритва. Вы бы назвали самой ценной вещью одиночество? А скуку - роскошью, вещью в определенном смысле даже изысканной? Но соглашаешься, да. Не все могут позволить себе скуку. И одиночество далеко не все. И эти не все - миллионы таких девушек, живущих в нищете, выживая, но не думая об этом. Никто, без будущего, никому не нужные. Те, кто на полную испытывает на себе равнодушие этого мира.
Этот небольшой текст можно растащить на тысячу цитат. Эта повесть в форме потока мыслей и фактов, текст, где писатель выкидывает всё скопившееся на бумагу. Роман о неприметной девушке с северо-востока, которая просто живёт, не думая о своем положении, девушке без будущего. Роман о самом писателе. Роман о целом мире. Увы, очень жестоком мире, где:
Жизнь - это роскошь.
Сама по себе история может показаться до безобразия банальной, но подача автора, его постоянные ремарки, его мысли, его признания о своем состоянии при написании рассказа о судьбе Макабеи, открывают иной уровень. На самом деле это остросоциальное произведение, в котором на некоторых моментах действительно хочется кричать. Но, снова увы, это будет крик в пустоту.
Своеобразная повесть. Тяжелая. Как рюмка горькой, обжигающей водки. И теперь очень хочется "закусить" чем-то приятным и легким, чтобы перебить этот вкус. Но сначала придется продышаться, чтобы отпустило.
Повесть отдельно у нас не издавалась. Она выходила в издательстве "Аграф" вместе с романом Жозе Родригеса Мигейса "Николай! Николай!" и рассказами в 2000 году. Сейчас повесть есть в свободном доступе в сети.
Что ещё? Опубликована была повесть уже после смерти писательницы в 1977-м году, а в 1979-м она была удостоена престижной бразильской литературной премии "Жабути". В 1985 году вышла её экранизация.