Найти в Дзене

Апокалипсис. Сейчас позже, чем мы думаем…

Оглавление

Свои церкви Господь в Апокалипсисе называет светильниками. Эфесской церкви, если она не покается, Он обещает сдвинуть ее светильник. Неизвестно, в каком качестве сохраняются церкви Божии в современном мире, но, если они падут, то «затухнут» целые континенты.

Например, исчезла Корфагенская церковь. Согласно притче о мудрых девах, причина этому - недостаток елея. Здесь есть вина человеческая, но Господь остается смиренным перед свершившимся фактом и дает человеку возможность исправить ситуацию.

Погасла и Византия, которая оставила много следов в истории, но перед этим она сумела «зажечь» Русь. Она получила факел веры. Иногда Бог может сказать человеку: «Ты не оправдал Моего доверия... Ты был взвешен и оказался легким...» «Ты не сделал все, что нужно...» Все это звучит в Апокалипсисе в послании церквам.

Так произошло с церковью Сардиса:

И ангелу Сардийской церкви напиши: «Так говорит имеющий семь духов Божьих и семь звезд. Знаю твои дела: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».

Эти слова касаются подавляющего большинства живущих. Внешне мы живы, но внутри состояние наше может быть хуже, чем снаружи. Внутренняя смерть предшествует внешней. Мертвый духом человек слышит голос Бога и, услышавши, оживает. С одной стороны, мы не видели воскрешение мертвых, а с другой - постоянно это наблюдаем, когда слово Божие входит в человека и пробуждает его дух к другой жизни. Мертвые воскресают, а живые умирают, и все это происходит ежедневно.

Сардис
Сардис

Огромный Сардис казался живее всех живых. Это была столица Лаодикийского царства, занимавшего половину нынешней Турции. Там чеканились первые в истории золотые и серебряные монеты. На весь мир прославился своим богатством, правивший здесь царь Клиос. Город считался неприступной крепостью. Только дважды за всю историю туда смог проникнуть враг, и оба раза ночью.

Бодрствуй и утверждай прочее близкое смерти; ибо я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом моим. Вспомни, что ты принял и услышал, и храни, покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

«Приду как тать…» - означает, что приду, как вор. Это апокалиптическая странность. Вор – емкая характеристика. С вором Лучано Паваротти сравнивал певца: «У тебя должны быть железные нервы, как у вора, чтобы украсть мое сердце». Здесь берется в пример искусность, тайность и внезапность. Это те качества, которые необходимы вору, чтобы его не заметили. Войско наступает заметно и его видно издалека. А вор придет, уйдет и не сразу об этом узнаешь.

Господь дает рецепт, как к этому «вору» подготовиться: Он призывает бодрствовать. Надо помнить и не забывать о Господе нашем. Об этом напоминает кладбищенский крест, колокольный звон, церковный календарь, воскресный день и много чего. Об этом мы должны напоминать друг другу. О Боге нужно помнить всегда: и моясь в душе, и находясь за столом. Таким образом, на любое событие в жизни мы должны откликаться молитвой. Это и есть духовное бодрствование.

Господь не сообщает нам дату конца света именно для того, чтобы мы бодрствовали, и то время, в котором живем, переживали, как последнее. Исторический апокалипсис непременно наступит, но нас должен интересовать наш личный апокалипсис. Для нас это конец земной жизни: «И солнце пропадет и звезду спадут с неба», появятся ангелы и демоны, начнутся мытарства и суд.

-3

В Апокалипсисе можно прочитать про животных, исполненных очей: глаза внутри и снаружи. Они не спят и постоянно бодрствуют. Сардис долго был бдительным. В пору расцвета христианства город оставался столицей епархии. Один из его митрополитов был священномученик Ефимий, пострадавший в период иконоборчества.

В 1402 году, во время нашествия Тамерлана, город сравняли с землей, а раскопали его лишь в прошлом веке. Теперь это впечатляющие руины с райцентром Салехлы.

Вспомни, что слышал и храни и покайся.

Духовная трезвость и умное бодрствование – внутреннее состояние воина, одетого в латы. Здесь много параллелей с воинским искусством. Тихон Задонский советовал монахом по воскресеньям перечитывать монашеские обеты, чтобы вспомнить, что они обещали Богу. Мы давали Богу обет крещения. Было бы не плохо заново его прочитать и напомнить себе, что мы обещал Богу, когда крестились.

Если брать любовь в земной аналогии, ее получали в подарок все, но сохранили единицы. Подвиг заключается в сохранении подаренного. Это касается и церквей Апокалипсиса и нашей души. Господь говорит: «Я дал тебе много, но ты не сохранил…»

Потом Господь хвалит Сардисскую церковь:

Несколько человек, которые не осквернили одежд своих…

Это был Авраам и Лот, из-за присутствия которых до некоторого времени был храним Садом. Это Илия, который получил известие от Бога о 7000 человек, не осквернившихся Ваалом.

У Исайи появился в то время термин - священный остаток. Если бы мы его лишились, мы бы уподобились Садому. Священный остаток - не разменный рубль. То, что уже не исчезнет. Это неизменное число праведников, ниже которого миру опускаться уже нельзя и является непременным условием существования мира.

В Лаодикии были такие люди, которые не осквернили одежду души: душу сохранили и тело не осквернили. Они уклонялись от соблазнов и ради них город был сохранен. В последнее столетие никто в нашем государстве не задумывался, что оно будет жить до тех пор, пока в нем есть святые люди. Святость и праведность, как гарант безопасности населения. Мы живем до тех пор, пока рядом с нами живут «нормальные» люди. Когда такой человек покидает «зверинец», Господу больше нет необходимости сохранять это место. Священный остаток - самый главный фактор безопасности любой страны, но этого уже не осознают.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни…

Белая одежда часто используется в богослужениях. Душа покрыта телом, а потом, после смерти – окажется наоборот. Белые одежды олицетворяют людей с чистой внутренностью, которая потом выходит наружу и покрывает внешнюю оболочку. Вслед за упоминанием белой одежды Господь описывает еще одну примету праведника.

И не изглажу имени его из книги жизни…

Это первый раз, когда в Апокалипсисе упоминается о книге жизни. Она похожа на старый школьный дневник, где стоят наши оценки. И надо постараться стать отличником. Однако эти отличники не должны искать первенства. Они должны любить тишину больше, чем шум, одиночество больше, чем многолюдство. Они любят разговаривать с Богом, чем с людьми, и боятся Его. У отличников в этом классе сокровенная жизнь. Чтобы быть таковыми, они уходили в горы и пустыни, прятались от людей. Это те, которых недостоин мир.

Речь идет о важном и не выразимом явлении. Все христиане в конечном итоге предназначены для жизни и блаженства. Многие, достигшие глубокого духовного состояния, получали откровения, что уже находятся в книге жизни. И они уже могли ощущать Царствие Божье.

В 80 км от Сардиса находится турецкий Алашихир (бывшая Филадельфия), к которому тоже обращается Господь:

Так говорит святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит.

Этот ключ - инструмент разумения, песнопения, размышления и молитв. Давид был любим Богом. Господь говорит: «Нашел Я мужа по сердцу своему». Ключ Давидов – мессианский ключ, один из таинственных его титулов. Ключи Давидовы должны открывать самые важные и сложные двери.

Маленькая Филадельфия никогда не была большим центром. И одна из причин – частые землетрясения. В отличии от других городов Апокалипсиса, она была очень молода. Когда ей писалось данное послание, ее возраст был около 200 лет. Может поэтому Господь говорит о ней такие слова:

Ты не много имеешь силы, и сохранил слово мое, и не отрекся имени Моего.
Филадельфия
Филадельфия

Христос, говорящий через Иоанна, видит достоинства и недостатки. Упоминание: «Ты немного имеешь силы…» - это отсылка к социальному статусу верующих этой церкви. В Филадельфии жило не мало иудеев. Проповедь христианства среди них всегда была трудной. Здесь Господь говорит о своем народе беспощадными словами:

…из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут…

Слава Христа были настолько очевидными, что вера христианская распространилось среди всех племен, появились дары пророчества и исцеления. В это время иудеи продолжали с опасением относиться к христианству, противясь очевидности. Утомляясь от желания обратить их, говорили, что у них сатанинская упертость.

Дальше Господь обещает то, что еще не свершилось:

Вот, я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, вот, я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что я возлюбил тебя.

В книге пророка Малахии говорится, что в последние времена Бог пошлет Илию, который обратит сердца детей к отцам. Отцы – это Авраам, Исаак и Иаков. Евреи вернуться к вере Авраама, Исаака и Иакова. А это вера в то, что в их семени благословляются все народы Земли. А когда говорится о семени, – значит говорится о Христе.

Евреи – единственная нация, которая имеет твердое обетование, что останется до самого конца. Если исчезнет какой-то другой народ – ничего не произойдет. Это будет их личная катастрофа, но в мире ничего не изменится. На их место придут другие, и жизнь продолжится. Евреи точно останутся до конца мира, обратятся к истинной вере, и заплачут о распятом Иисусе, как о единственном сыне.

-5

Если посмотреть на римлянина или грека, то понимаешь, что это совсем не те люди, которые жили во времена Мициана, Калигулы или Августа, но если взглянуть на сегодняшних евреев, то увидишь в них тех же людей, живших во времена Христа. Поэтому Библейские события будут исполняться на них, чтобы они увидели и осознали, что именно они убили Бога.

Господь обещает Филадельфии свой покров и защиту:

И как ты сохранил слово терпения моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на Земле.

Человек, исполняющий заповеди, имеет надежду, что Господь в тяжелое время покроет его. Господь умеет спасать. Когда ангел-губитель проходил по жилищам египетских жителей, он не трогал тех, чьи косяки дверей были помазаны кровью агнца. Сегодня на себе надо иметь помазание и надежду, что Господь сохранит от искушений, грядущих на всю вселенную. Ибо, если времена не сократятся, не спасется ни какая плоть. В это время самый сильный станет слабым и самые мощные задрожат. Необходимо, чтобы Бог сокрыл человека, иначе у него никакой силы не хватит, чтобы сопротивляться.

Исполни заповеди сегодня в надежде на будущий покров…

Эти слова исполнились в судьбе Филадельфии. Маленький, слабый город, в котором царила большая любовь, умудрялся хранить себя в православии, даже когда кольцо врагов сжималось вокруг него. Когда в 14 веке турки были близко, Филадельфия поменяла статус независимого города. Долгие годы она была последней византийской твердыней в малой Азии. Однако в 1391 году Филадельфию все-таки завоевали войска султана.

Се, гряду скоро; держи, что имеешь...

Это касается элементарных вещей. И прежде всего того, каким образом вы выполняли возложенную на вас работу. Если вы были плохим плотником и делали не качественный товар, или плохим водителем, и в результате ваших действий пострадали люди, то вы не можете быть хорошим христианином.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон…

Если для христианина сладка литургия и быстро пролетает, то он готов для Царствия Небесного. Там будет постоянная литургия. Вы должны полюбить литургию настолько, чтобы с удовольствием быть столпом в храме.

И напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога моего, и имя Мое новое.

То, что в вечности у нас будут новые имена, Господь отрывал уже Пергамской церкви. Но здесь есть намек на историю самой Филадельфии. После разрушения от землетрясения в 17 году 1 века воссозданный город назвали по-новому: Неокесария.

И ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, и ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих.

Это современная толерантность или безразличие. Если бы вы были коммунистом, был бы шанс обратиться к Богу и поменяться. Если бы человек был крепко верующий, то, принимая гонение, претерпел бы его до конца. А если Вы толерантны, то вы никто. Современная толерантность — это полное безразличие. Достоевский писал, что атеизм проповедует ноль и мастит дорогу дьяволу. Не верующие, рано или поздно, могут стать верующими, а те, кто за ноль, то в этом состоянии и останутся. Это серьезная угроза для нашего мира.

Лаодикия находилась на пересечении двух главных дорог мира. Она процветала, благодаря торговле, там успешно развивалось производство.

Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».

Лаодикия славилась «банками». Цицерон именно в Лаодикии рекомендовал обменивать деньги. В город производили одежду. Здесь делали много лекарств и мазей. Самая известной из них - глазная. На эти три столпа, которыми славился город, намекает Апокалипсис:

Советую тебе купить у меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

Господь предлагает использовать не то, что производиться в Лаодикии, а приобрести подобное у Него, намекая на то, что это и есть настоящее богатство. Мазь глазная — это слезы. Надо было поплакать, чтобы прозреть. Надо было взять Христово смирение и одеться в Христову праведность. Это настоящее зеркало, в которое нужно было взглянуть всем церквам.

У гордого с Богом война, потому что он не хочет принять волю Божью и слова: «Да будет воля твоя...». Рано или поздно он выходит на войну с Богом, а Ему приходиться отвечать. Видимо поэтому Лаодикийской церковь — единственная из всех церквей Апокалипсиса, о которой не сказано ничего хорошего.

Лаодикийская церковь — это период апостасии. Проблема христиан этого периода расцерковление. Считают, что эта та церковь, в эпоху которой будут снимать запреты, а грех объявлять нормой. Уже сейчас все это начинается на западе. Людей подвергают тюремным заключениям, когда они выступают против преподавания детям сексуального просвещения. Если пастырь выскажется против гомосексуализма, может пострадать не только священник, но и на храм наложат штраф.

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю.

Если Бог дает нам то, от чего мы можем стать лучше, то это нельзя назвать наказанием. Это что-то вроде хирургической операции. Врач — не палач и Бог не палач, а врач. Он будет изливать благодать, которая будет обжигать недостойных.

И так будь ревностней и покайся.

Судя по тому, что Лаодикия сегодня — это руины, она не прислушалась совета Бога. Богатейший город угасал постепенно. В 13 веке ее заняли турки и остаток греков-христиан ждало жалкое существование. Их уничтожали и душили налогами.

Се стою у двери и стучу...

Плохи дела были в этой церкви, но Господь продолжает стучаться. Как тяжело в современно мире услышать этот тихий стук! Этому мешает фоновый шум. Мы привыкли к нему и боимся остаться в тишине, и поэтому современный человек не слышит этот смиренный стук.

-6

Христос так стучится, что бы мы не могли его обвинить. Богу важно, чтобы мы сами открыли дверь, несмотря на то, что у него есть ключи от всех дверей. На картине английского художника изображен стучащий в дверь Христос, у которой нет ручки, потому что у этой двери ручка одна — внутри.

Се стою у дверей и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со мною.

Вечерие со Христом — это Божественная литургия. Он призывает нас на тайную вечерю. Это таинство Евхаристии, святая Литургия, в которых участвуют верные.

Но именно этой, самой порочной церкви, Господь открывает невероятную награду для праведника:

Побеждающему дам сесть со мною на престоле моем.

Таких побеждающих (верных) могут быть миллионы и, если понимать это с материальной точки зрения, то всем верным там не поместиться. В духовном мире другие законы. Много духов может поместиться на кончике иглы, потому что они не материальны и в нашем мире места не занимают. Так же и мы займем не материальные троны, и толкотни там не будет.

Эта глава заканчивается посланием Лаодикийской церкви:

Имеющий ухо да слышит, что дух говорит церквам.

Семь городов апокалипсиса не единственные, где жили христианские общины, но почему-то послания адресуются именно сюда. На самом деле эти послания универсальны. Каждый человек может узнать свою церковь. Описавший нас всех, нынешних и будущих, Господь уже со следующей главы начнет открывать свой замысел о мире, и через что нам всем предстоит пройти.

Журналист Борис Корчевников

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Олег Стеняев

Профессор, доктор Богословия, Алексей Осипов

Митрополит Павел (Лебедь)

Кандидат Богословия, библеист, Вероника Андросова

Начало

Глава IV