Самым известным документом эпохи Александра III оказался всего один небольшой доклад: так называемый «Циркуляр о кухаркиных детях».
Свой печально знаменитый доклад министр народного просвещения Иван Делянов подготовил в 1887 году. Вопреки заблуждению, это был вовсе не закон, и подписи царя под ним нет. А все положения документа (составленного от первого лица) носили рекомендательный или декларативный характер. Более того, циркуляр через 13 лет был отменён, а словосочетание «кухаркины дети» в докладе отсутствует вовсе. Но на десятилетия небольшой текст превратился в символ антинародной политики предпоследнего монарха из дома Романовых в сфере образования.
Образование для богатых
В последней четверти 19-го века многие представители высшей власти искренне считали гимназии и университеты рассадниками революционных идей. А главными проводниками «антиправительственной смуты» предполагались выходцы из низших сословий. Соответственно, следовало перекрыть путь в студенты разночинцам. Подобное мнение властных элит лишь окрепло после убийства Александра II.
И всё же высшая власть не решилась на прямой закон, где были бы чётко прописаны инструкции о привилегиях выходцев из высших сословий при поступлении в средние и высшие учебные заведения перед детьми из «неблагополучных» слоёв общества. Вместо этого на свет появился полусекретный доклад под названием «О сокращении гимназического образования».
Циркуляр содержал и важный совет для исполнения перечисленных «пожеланий». Дело в том, что поступление в гимназии проходило с помощью экзаменов, а для не очень хорошо подготовленных детей (то есть тех, чьи родители не могли обеспечить должное домашнее обучение) при гимназиях имелись подготовительные классы. Вот эти-то классы и предлагалось закрыть. Отдельно упоминалось «недопущение в гимназии детей евреев из низших сословий».
За усердие — в графы
Доклад быстро перестал быть «документом для внутреннего пользования». Забавно, что виновниками этого стали особо усердные исполнители на местах. Так, попечитель Одесского учебного округа Хрисанф Сольский составил на основе циркуляра специальное распоряжение для директоров гимназий и не придумал ничего умнее, как опубликовать его в газете.
Разразился скандал. Интеллектуалы беспощадно критиковали доклад. Тем более что ещё в 1871 году был принят специальный закон, который провозглашал отсутствие сословных и вероисповедных цензов для обучения. Делянову пришлось оправдываться и смягчать прежние формулировки циркуляра.
Под контролем церкви
В отличие от декларативного «Циркуляра о кухаркиных детях», гораздо большее влияние на процессы обучения и сам характер образования оказали другие законы, принятые в эпоху Александра III. Например, серьёзно изменились правила, связанные с начальным образованием. Если в прежнее царствование церковные школы перешли под контроль светских властей, то в 1884 году они вернулись в ведение Святейшего синода.
Обучение велось под строгим надзором местных священников. В первую очередь полагалось изучать Закон Божий и церковное пение. Подчёркивалось, что обучение грамоте потребно главным образом для самостоятельного чтения Библии.
Серьёзные изменения произошли и в высших учебных заведениях. Самостоятельность университетов была резко ограничена. Отныне ректоры назначались непосредственно правительством. Более того, верховная власть получала право самостоятельно увольнять или назначать профессоров. Плата за обучение в университетах была повышена вдвое.
Ещё одной специфической особенностью борьбы со свободомыслием, столь характерным для студенческой среды, стали меры, направленные на усиление роли профессионально-технического образования в ущерб гуманитарному. Считалось, что всякое философствование об исторических процессах, праве и общечеловеческих ценностях чревато крамолой.
Любопытно, что все свои контр-реформы Александр III не рисковал проводить через решения Государственного совета. Даже в этом органе, состоявшем сплошь из высших вельмож и сановников, царь не мог найти полной поддержки в своей борьбе за искоренение «вредных реформ предшествующего царствования».