Из архива Navygaming, 2013
Началом создания японского военно-морского флота принято считать зарождение эпохи Мейдзи. В 1872 году было образовано морское министерство, а спустя три года была утверждена первая кораблестроительная программа. Помимо известного броненосца «Фусо» и броненосных корветов «Конго» и «Хией» в нее были включены и миноносцы. Предлагаем вспомнить как формировалась ударная сила японского флота, без которой не было побед в боях нескольких войн.
К началу 80- годов XIX века необходимость наличия миноносцев и миноносок в составе флотов уже никому не надо было доказывать, некоторые "горячие головы" даже предлагали отказаться от строительства кораблей других классов и сосредоточиться на развитии минных сил. Но в Японии к этому вопросу подошли без лишней "горячности" и контракт на первые корабли данного класса для Императорского флота утвердили уже в 1879 году. Но собственная промышленная база Японии была слаба, поэтому заказ на их строительство пришлось передать английской фирме Yarrow — признанному мировому лидеру. Первые четыре миноносца являлись одной из модификаций многочисленного «100-футового» типа, прототипом которого был русский «Батум».
Подобные небольшие корабли уже строились «Yarrow» и для других флотов. В июле 1880 г. готовые миноносцы в разобранном виде доставили в Японию, а затем собрали на военно-морской верфи в Йокосука под руководством британских специалистов. В состав японского флота они вступили под номерами 1, 2, 3, 4 и в литературе именуются как миноносцы 3-го класса типа "1".
Для справки: водоизмещение нормальное 40 т, размерения: 30,48х3,7х1 м; экипаж 16 человек, 1(2) горизонтальная паровая машина, один локомотивный котел, мощность 620 л.с., скорость 22 узла, запас угля - 3 т; Вооружение: 2-37-мм пушки и 2-380-мм надводных носовых ТА.
Концепция развития флота Страны Восходящего Солнца в то время была ориентирована на строительство крейсеров, канонерских лодок и миноносцев, так как строительство больших кораблей было слишком затратным для начинающей развиваться экономики страны.
Принятая в 1882 году восьмилетняя программа развития ВМС Японии предусматривала формирование в составе Императорского флота трех эскадр, в каждой из которых подразумевалось наличие двух минных отрядов: 8 единиц в первом, которые должны были доставляться в район боевых действий на транспортах, и 6 крупных мореходных единиц в другом. Последние, причем, еще предстояло разработать, поэтому заказ на проектирование и постройку головного «Котака» передали Yarrow. Особенностью данного корабля было в наличии легкого бронирования (25,4 мм) в районе механизмов. Наконец, в октябре 1888 г. собранный на японских верфях корабль вступил в строй. После глубокого анализа этот проект был оценен как неудачный, и концепция бронированного миноносца не получила развития, однако надо отметить, что для своего небольшого водоизмещения он имел мощное торпедное вооружение.
Для справки ("Котака"): водоизмещение нормальное 203 т, размерения: 50,29х5,79х1,7 м; 1(2) горизонтальная паровая машина, два локомотивных котла, мощность 1217 л.с., скорость 19 узлов, запас угля - 30 т; вооружение: 4-37-мм пушки и 6-380-мм надводных носовых ТА (2 носовых и 2х2 поворотных в ДП).
Всего, помимо экспериментального «Котака», программой 1885 года предусматривалось строительство 44 миноносцев (двенадцать 50-тонных и тридцать два 25-тонных). Тогда же была введена первая классификация миноносных сил - корабли водоизмещением свыше 50 тонн отнесли к 1-му классу, менее 50 тонн — ко 2-му. Но планам не суждено было сбыться - финансовые затруднения вскоре привели к пересмотру миноносной части программы: число 50-тонных было увеличено до 16, а 25-тонных — уменьшено до нуля. Для постройки этих 16-ти кораблей японцы обратились к Франции, чьи фирмы имели к тому времени солидный опыт проектирования и постройки миноносцев.
Для справки (14 миноносцев типа ("105")): водоизмещение нормальное 54 т, размерения: 35х3,35х0,9 м; Экипаж 16 человек; 1(2) горизонтальная паровая машина, один котел локомотивного типа, мощность 525 л.с., скорость 19 узлов, запас угля - 3/8 т; вооружение: 2-37-мм пушки и 2-380-мм надводных ТА (1 носовой и 1 поворотных в средней части корпуса).
Четырнадцать из заказанных единиц (номера 5-14, 16-19) представляли собой стандартный французский «35-метровый» тип ("105"), а два других (номера 15 и 20) строились по модифицированному «34-метровому» проекту ("130") Нормана. Так же как и первая четверка, эти шестнадцать кораблей были построены во Франции, в разобранном виде доставлены в Японию, где были собраны на казенных верфях. Все 16 кораблей вступили в строй в 1892-1894 гг.
Для справки (2 миноносца типа "130"): водоизмещение нормальное 53 т, размерения: 34х3,5х0,99 м; Экипаж 20 человек; 1(2) горизонтальная паровая машина, один котел "Норман", мощность 657 л.с., скорость 20 узлов, запас угля - 5 т; вооружение: 2-37-мм пушки и 2-380-мм надводных ТА (1х2 поворотный на корме).
В состав японского флота они вступили под номерами: первая группа - № 5-14, 16-19, а в литературе именуются как миноносцы 3-го класса типа "5"; вторая группа - №15 и 20, тип "15".
В феврале 1888 г. морским министерством был представлен очередной план усиления флота, в который были включены 30 миноносцев, но, опять же, финансовые ограничения привели к тому, что было построено только три единицы. Номер 21 заказали у Norman, и он представлял собой слегка улучшенный французский миноносец № 126, а № 22 и № 23 являлись типичной продукцией германской фирмы «Шихау». Эти три миноносца также построили в Европе, разобрали и достатвили в Японию, где собрали на верфи в Куре и Нагасаки.
Для справки (миноносец 2-го класса типа "21"): водоизмещение нормальное 80 т, размерения: 36х4х1,6 м; Экипаж 21 человек; 1(2) горизонтальная паровая машина, один локомотивный котел, мощность 1121 л.с., скорость 20,7 узлов, запас угля - 10 т; вооружение: 2-37-мм пушки (или 1-47-мм) и 3-380-мм надводных ТА (1 носовой и 1х2 поворотный в средней части корпуса).
Обострение отношений с Китаем заставило морского министра в сентябре 1890 г. представить дополнительную программу строительства 53 боевых кораблей. Среди них было двадцать 100-тонных и шесть 30-тонных миноносцев. В очередной раз программа была урезана, и заказ выдали всего на два корабля. Оба строились по уже апробированным проектам: № 24 повторял «норманновский» (проект "126"), а № 25 - Шихау. Это были первые миноносцы, полностью построенные в Японии, но из материалов, которые были доставлены из Европы.
Для справки (миноносец 2-го класса типа "22"): водоизмещение нормальное 85 т, размерения: 39х4,8х1,08 м; Экипаж 20 человек; 1(3) вертикальная паровая машина, один локомотивный котел, мощность 990 л.с., скорость 22 узлов, запас угля - 24 т; вооружение: 2-37-мм пушки (или 1-47-мм) и 3-380-мм надводных ТА (1 носовой и 2х1 поворотных в средней части корпуса и на корме).
Таким образом, когда в 1894 году разразилась война с Китаем, японский флот располагал 24 миноносцами, 16 из которых непосредственно участвовали в боевых действиях. Их звездным часом стало нападение на Вей-Хай-Вей в ночь на 5 февраля 1895 г., когда были потоплены флагман китайского флота броненосец «Динь Юань» и крейсер «Лай Юань». Трофеями для японцев стали три современных китайских миноносца постройки Шихау и небольшая миноноска.
По некоторым данным китайский броненосец поразил торпедами или миноносец № 10 или 9.
После победы над Китаем Япония становилась ведущим государством в Юго-Восточной Азии. Однако плоды этой победы оказались в значительной мере урезанными под влиянием ряда европейских держав. Особо сильное влияние оказывала Российская империя. Японский флот приступил к подготовке к новой войне - на этот раз с «Великим северным соседом». Командование, учитывая успехи в предыдущей войне, обратило на миноносцы особое внимание. Принятая в 1896 году новая кораблестроительная программа предусматривала введение в строй 63 миноносца: шестнадцать 120-тонных, тридцать семь 80-тонных и десять 54-тонных. Самыми крупными были 15 единиц французского типа «Циклон», в то время справедливо считавшегося одним из лучших в мире. Еще один - 120-тонный «Сиратака» строился в Германии по проекту Шихау.
Миноносец "Сиратака, по традиции, был изготовлен в Германии, в разобранном виде доставлен в Японию где его собрали и ввели в строй. Имел водоизмещение нормальное 127 т, размерения: 46,5х5,1х1,27 м; Экипаж 26 человек; 2(3) вертикальных паровых машины, два котла, мощность 1217 л.с., скорость 28 узлов, запас угля - 24/30 т; вооружение: 3-37-мм пушки и 3-380-мм надводных ТА (3х1 поворотных в средней части корпуса побортно и на корме), позже - 1-76-мм и 2-57-мм орудия.
Японские "Циклоны" вошли в историю как миноносцы 1 класса типа "Хаябуса" и "Аотака". Эти два типа практически не отличались друг от друга по тактико-техническим характеристикам. что не удивительно, если их строили по французскому проекту. При нормальном водоизмещении 152,39 т они имели длину 45 м, ширину 4,9 м и осадку 1,45 м. Были оснащены двумя вертикальными паровыми машинами, имели два котла "Норман" и при мощности 4200 л.с. развивали скорость 28,5-29 узлов. Запас угля составлял 20 т. Небольшие отличия были в экипаже - на "Хаябуса" - 26 человека, на "Аотака" - 30 человек. Кроме того, "Аотака" мог брать до 26 т угля, что позволяло увеличить дальность плавания с 2000 до 2500 миль 10 узловым ходом. Вооружение с "французским акцентом"; 1-57 -мм пушка и 2-42-мм орудиям, 3-380-мм ТА (3х1 поворотных в средней части корпуса и на корме). Ключевым отличием была их постройка: 4 миноносца типа "Хаябуса" были построены во Франции и потом собраны на верфях в Японии, 11 миноносцев "Аотака" строились в Японии.
Фирме "Шихау", кроме "Сиратака" были заказаны и 8 более "мелких" миноносцев по усовершенствованному проекту № 22, которые были отнесены к миноносца 2 -го класса типа "31", кроме того еще 8 таких же миноносцев японцы построили по немецким чертежам на на верфи "Кавасаки" в Кобе, изменения в проектах коснулись главным образом энергетики. Также два миноносца 2-го класса тип "29" были заказаны у"Норман" и еще десять миноносцев 2 класса типа "39"- у "Ярроу" (улучшенный проект австро-венгерского миноносца «Випер»). Было построено еще 10 миноносцев 3-го класса типа "50" в Японии по чертежам фирмы "Норман" на базе французского миноносца "130" и 9 миноносцев 2 класса типа "67" по разработанным фирмой "Ярроу" чертежам на основе проекта английского миноносца "82". Строительство велось в "Йокосук, Сасебо и Кобе. Одновременно с постройкой миноносцев десятилетняя программа предусматривала введение в строй 23 истребителей (эскадренных миноносцев). И здесь снова не обошлось без английской помощи. В 1896 году английские фирмы "Ярроу" и "Торникрофт" получили заказ на шесть кораблей каждая.
Инженеры "Ярроу" взяли за основу проект английского 30-узлового истребителя Ярроу"и построили для Японии шесть эсминцев типа "Икадзучи" ("Икадзучи", "Иназума", "Ниджи", "Акебоно", "Оборо" и "Сазанами").
Для справки (тип "Икадзучи"): водоизмещение нормальное/полное - 305/410 т, размерения: 67,26/68,42х6,25х1,58 м; Экипаж 55 человек; 2(3) вертикальные паровые машины, четыре котла Ярроу, мощность 6000 л.с., скорость 31 узел, запас угля - 40/110 т; вооружение: 1-76/40-мм пушка, 5-57-мм орудий и 2-457-мм надводных ТА (2х1 поворотных в корме). Интересно, что 76-мм орудие было размещено в корме, носовое 57-мм орудие было заменено на 76-мм в 1905 году.
Фирма "Торникрофт" построила для японского флота шесть эсминцев типа "Муракумо" ("Муракумо2, "Синономе", "Югуре", "Сирануи", "Кагеро", "Усугумо" ), использовав собственный проект "30-узлового истребителя", применив более эффективные котлы и уложившись в меньший тоннаж.
Вооружение первых японских эсминцев было подогнано под британский стандарт, и ТТХ этих типов практически не отличались, хотя по внешнему отличия были в количестве труб, эсминцы Ярроу имели четыре трубы , а эсминцы Торникрофта - по две.
Но двенадцати "истребителей" для японцев оказалось мало, они уже видимо начали задумываться над более крупной серией, но не могли определиться между двумя заказчиками. Поэтому два года спустя, в 1901 году Ярроу и Торникрофта заказали по два эсминца -истребителя «улучшенного» типа. В то время японцам хотелось получить более быстроходные эсминцы. В результате от Ярроу японский флот получил эсминцы "Акатцуки" и Касуми" (363/415 т, 68,46х6,25х1,73, 60 человек, 2 ВПМ, 4 котла, 6000 л.с., 31 узел) а от Торникрофта - "Сиракумо" и "Асасио"(342/428 т, 67,51х6,33х1,83, 60 человек, 2 ВПМ, 4 котла, 7000 л.с., 31 узел) . Как видим по ТТХ корабли были практически идентичны. Кстати вооружение у них также было одинаковым: 1-76/40-мм пушка, 5-57-мм орудий и 2-457-мм надводных ТА (2х1 поворотных в корме), носовое 57-мм орудие было заменено на 76-мм в 1905 году. И такое вооружение стало на некоторое время стандартным для японских истребителей. Но японцы признали более удачным проект "Торникрофта". Именно эсминец «Сиракумо» послужил в дальнейшем прототипом для крупной серии из 39 кораблей, построенной в Японии в 1902-1909 гг: эсминцы типа "Харусаме" (7 единиц)и "Асакадзе"(32 единицы).
Интересно, что на этих двух сериях вооружение было уже изменено. Эсминцы типа "Харусаме" получили 2-76-мм, 4-57-мм и 2 -457-мм надводных ТА (2х1- в корме), а ЭМ типа "Асакадзе" - 6-76-мм орудий и 2 надводных 457-мм ТА (2х1 - в корме).
Однако изменения в японском флоте коснулись не только количества миноносцев и эсминцев. В 1898 году в Японии были разработаны «Критерии классификации боевых кораблей и миноносцев». В соответствии с данным документом миноносцы стали делиться на 3 класса по водоизмещению: 1 класс - свыше 100 тонн; 2 класс - от 60 до 100 тонн; 3 класс - менее 60 тонн. А в 1902 году был подготовлен «Трактат о национальной обороне», в котором были отражены принципы боевого состава и организации флота, а также представлена теория ведения боевых действий на море. Если говорить кратко, то в нем корабли предлагалось сводить в тактические единицы - боевые отряды, которые объединялись в эскадры: Первая - броненосцы, Вторая - броненосные крейсера, Третья - корабли береговой обороны. Первая и Вторая эскадры образовывали Объединенный флот. В состав каждой эскадры также должно было входить несколько отрядов истребителей и миноносцев (по 4 корабля в отряде). Их главной задачей считалось нанесение торпедных ударов по неприятельскому флоту в ночное время - как в море, так и на якорных стоянках. Наставления трактата в полной мере использовал командующий Объединенным флотом вице-адмирал Хейхатиро Того в ночь на 8-9 февраля 1904 г., когда по его приказу три отряда истребителей атаковали русскую Тихоокеанскую эскадру на рейде Порт-Артура.
Удивительно, но нападение не принесло желаемого результата: ни один из русских кораблей не был потоплен, хотя их повреждения были значительными. Однако эта внезапная атака сказалась на последующих событиях на ТВД.
К тому времени в составе Императорского флота числилось 82 миноносца. Их активные действия под Порт-Артуром заслужили высокую оценку, хотя необходимо отметить, что отношение успехов и потерь нельзя однозначно трактовать в пользу японцев. Два потопленных и один захваченный русские эсминцы плюс нанесение повреждений нескольким крупным кораблям вполне компенсировались гибелью двух японских истребителей и четырех миноносцев, тем более, что боеготовность крупных кораблей вскоре была восстановлена. Гораздо более удачным в этом отношении оказалось знаменитое Цусимское сражение, в ходе которого японские минные отряды записали в свой актив броненосец, броненосный крейсер и эсминец (это не считая потопления кораблей, уже получивших тяжелые повреждения или затопленных после японских атак собственными экипажами) ценой гибели всего трех миноносцев.
Боевые действия подтвердили высокую эффективность японских истребителей. Существенным оказалось превосходство их артиллерии над артиллерией русских кораблей аналогичного класса, особенно проявлявшееся в поединках на близких дистанциях. Особенно хорошо сказалась замена 57-мм пушек на 76- мм орудие, которое выводило японские эсминцы в разряд самых хорошо вооруженных кораблей своего времени. На послевоенной серии эсминцев «Асакадзе» японцы пошли еще дальше, заменив все 57-миллиметровки на облегченные трехдюймовые орудия (как это мы уже обсуждали в одном из постов).
В то же время оказалось, что скорость хода в боевых условиях заметно отличалась от показанной на сдаточных испытаниях. В своих рапортах японские командиры неоднократно указывали, что русским «соколам» удавалось без труда оторваться от преследования. Вообще война показала, что миноносцы способны играть только вторые роли из-за небольших размеров, малой мореходности и слабого вооружения. Дальнейшее строительство эсминцев было прекращено после достройки серии "Асакадзе", а оставшиеся в строю корабли переводились в охрану баз.
Изменение внешнеполитической обстановки, приобретенный в ходе войны опыт и значительный прогресс в военном кораблестроении потребовали соответствующей реорганизации флота. Принятая в 1907 году «Политика Имперской обороны» определяла направление военного развития Японии на последующие 11 лет. Относительно военно-морских сил предполагалось создать мощный флот, включающий в себя помимо больших кораблей современные эскадренные миноносцы, обладающими высокой скоростью, мореходностью, автономностью и мощным вооружением. Имевшиеся истребители ни по одному из данных параметров не удовлетворяли командование флота, особенно учитывая то, что на роль потенциальных противников, помимо России, выдвигались США и Франция. И это заставляло задуматься как японских стратегов, так и японских инженеров.
В 1907 году Морской Генеральный штаб (МГШ) выдвинул требования к «стандартному эскадренному миноносцу для флота». Он должен был иметь вооружение из одного 120-мм, двух 76-мм орудий и четырех торпедных аппаратов; скорость хода не менее 30 узлов и нефтяное отопление котлов. Одновременно была утверждена новая классификация эсминцев по водоизмещению: свыше 1000 тонн – 1 класс; 500-1000 тонн – 2 класс; до 500 тонн – 3 класс. Прошла реорганизация и структуры миноносных сил. Русско-японская война показала, что для повышения эффективности управления необходимо сводить отряды (дивизионы) в более крупные соединения - эскадры, которые должны выводить в атаку (лидировать) легкие крейсера.
Но реализация планов по обновлению миноносных сил японского флота столкнулась с отсутствием финансирования. Основной объем средств, выделенного парламентом под программу 1907 года, пошел на строительство линкоров и броненосных крейсеров, денег хватило только на два эсминца. Но эти два заложенных эсминца, «Умикадзе» и «Ямакадзе», стали кораблями совершенно нового типа. Не имея достаточного опыта, при их разработке японцы обратились к английским и германским фирмам. Надо признать, на японских инженеров оказало впечатление стремление британцев переходить к крупным кораблям, поэтому многое было позаимствовано из проекта британского «суперэсминца» «Свифт», в частности, резко возросшие размеры и мощное артиллерийское вооружение.
Впервые на японских эсминцах были применены турбины, которые закупили в Англии. Однако высокая стоимость эсминцев вынудила отказаться от их серийной постройки. Вообще эти два корабля считаются малоудачными, но тем не менее, они показали преимущества крупных эсминцев.
Для справки (тип "Умикадзе"): водоизмещение нормальное/ стандартное - 1150/1030 т, размерения: 97,84х8,56х2,74 м; Экипаж 140 человек; 3 турбины Парсонса, восемь котлов Ярроу-Канпон, мощность 20500 л.с., скорость 33 узла, запас угля 350 т, нефти - 180 т, 2700 миль (15); вооружение: 2-120-мм/40, 5-76-мм/40 и 2х2-457-мм надводных ТА (на "Ямакадзе" - 3х1).
В мае 1910 году морской министр М.Сайто представил «Программу по созданию нового флота», предусматривавшую в течение ближайших восьми лет строительство 51 боевого корабля, в том числе 26 эсминцев и 4 крейсеров-лидеров. Программу не утвердили, а выделенных средств хватило всего на два новых эсминца, проект которых создавался с оглядкой на требования к «стандартному эсминцу для флота». В результате корабли типа «Сакура» проигрывали своим предшественникам программы 1907 года (типа "Умикадзе") по всем параметрам, кроме, разве что, цены.
Японская промышленность еще не наладила выпуск турбин, поэтому в качестве силовой установки пришлось применить устаревшие четрыехцилиндровые паровые машины "компаунд", также не удалось полностью и перейти на нефтяное отопление.
Для справки (тип "Сакура"): водоизмещение нормальное/ стандартное - 605/530 т, размерения: 82,29х7,32х2,21 м; Экипаж 92 человека ; 3 вертикальные паровые машины, пять котлов Ярроу-Канпон, мощность 9500 л.с., скорость 30 узла, запас угля 125 т, нефти - 30 т, 2400 миль (15); вооружение: 1-120-мм/40, 4-76-мм/40 и 2х2-457-мм надводных ТА.
Несмотря на это, формально японские эсминцы были несколько быстроходнее (несмотря на почти вдвое меньшую мощность ГЭУ), чем британские эсминцы тех лет, хотя многое зависело от навыков и выносливости кочегаров. Вооружение кораблей было слабее чем у ЭМ типа «Умикадзэ»-одно 120-мм/40 орудие и 4 -75-мм/40 орудия против 2 и 5 соответственно. Торпедное вооружение сохранилось, но уже появились более мощные 533-мм торпеды. И надо отметить, что выбор в пользу 120-мм орудия был довольно спорным - 120-мм орудие Армстронга образца 1890 года было слишком тяжело для эсминца таких размеров и обладало недостаточной скорострельностью. Так что следовало продолжать развитие этого класса корабля. В следующем году кораблестроительная программа вновь не была утверждена, но из ежегодно выделяемых средств в Англии заказали только два турбинных эсминца (тип «Уракадзе»).
Однако японцы не собирались останавливаться на достигнутом и упрямо шли к своей цели.
Продолжение следует...
Статья meivromych из архива Navygaming, №3(3)/2013.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. –2002. – 403 с.; Jentschura, H. Warships of the Imperial Japanese Navy. 1869-1945. – Naval Institute Press, 1986.-280 р.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы.10.1918-1945 гг.: справочник, Часть 1 / Ю.В.Апальков, П.П.Васильев. – СПб: Галея-Принт, 2000. – 152 с.; Патянин, С. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879 -1945 гг.) / С.В.Патянин.- СПб: БКМ, 1998. – 112 с.; • Хара, Т. Одиссея самурая. Командир японского эсминца / Т.Хара// Пер.с англ.: И. Бунич. -СПб.: Облик, 1997. – 83 с.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.