👀А вы знали, что во времена Алексея Михайловича Романова гравюра на дереве для народа — лубок, который является теперь национальным достоянием, — преследовалась жесточайшим образом?
Он приравнивался к курению табака и игре на балалайке, а люди, уличенные в его изготовлении и распространении, приравнивались к «ворам и душегубам», которых следовало «драть кнутом нещадно, рвать ноздри и ссылать за Урал»!
🎨Несмотря на то, что лубок просуществовал в России всего лишь три века, к его истокам обращались и обращаются по сей день многие художники. Они черпают вдохновение в простоте и удивительной композиционности сюжетов, юмористической составляющей народного искусства.
Лаконизм, простота, смешные (и не очень) описания — характерные спутники лубка, графики, которая зародилась еще на Востоке. Китайские и индийские контурные гравюры перекочевали в Европу только в 15 веке, а оттуда в Россию в 16-м. И стали по-настоящему легендарными.
Лубок заменял русскому человеку икону, книгу и газету. Что еще нужно для счастья? Наверное, чтоб дома на стене можно было повесить. И такое было!
По примеру западной Библии бедняков один из первых русских граверов по дереву Василий Корень в 1692-96 годах напечатал Библию для бедных в картинках. К сожалению, практически весь тираж был изъят и уничтожен из-за неканоничного изображения Бога.
Эстампы назывались фряжскими или немецкими листами. Знать украшала ими свои интерьеры, пока не разлюбила их к 18 веку. У остальных народное творчество вызывало полный восторг: тиражи лубков исчислялись тысячами.
Само слово «лубок», вероятнее всего, произошло от липовых осок, называемых луб, как раз с них и печатали картинки. Первые лубки были черно-белыми, а потом их начали раскрашивать вручную мастера-цветальщики.
Темы потешных листов были самыми разнообразными. Сказки, притчи, исторические и библейские сюжеты, поучительные рисунки были популярны у крестьян. Часто на ярмарках продавались листы весьма вольного содержания.
Сатирический лубок был вполне откровенным орудием политической борьбы. Например, противники реформ Петра I печатали лубки, где он предстает котом.
Тем не менее, церковники и управители страны пытались контролировать тематику и исполнение лубка. Появились указы, которые запрещали «что-то печатать, заставляли проходить цензуру». Дело доходило до уничтожения досок и камней (литографский способ печати).
Авангардисты переосмысляли лубочные сюжеты. Например, издательство «Сегодняшний лубок» в 1914 году выпустило 42 открытки для поднятия боевого духа. Над ними работали художники Машков, Малевич, Лентулов, Маяковский.
#artemisiaграфика #графика #искусство #история #лубок #ремесло #потешные листы #гравюра