Найти тему
Tanztema

Предметная режиссура в современном танце

Танцевальный спектакль – это синтетический жанр, который создается из музыкальной драматургии, идеи и драматического действия, пластики и визуального оформления. Соотношение этих частей различно по значимости в развитии балетмейстерского искусства. Поэтому в классических балетах автором является композитор, а не хореограф. Балет «Лебединое озеро» написан П.И.Чайковским, и имеет более 250 пластических версий. Балет «Весна священная» И.Стравинского также владеет более чем 200 вариантами пластических интерпретаций. Кроме того, в отличие от оперы, которая может существовать и быть полноправным художественным произведением вне сцены в виде аудиозаписи или нотной партитуры, балетный спектакль состоится только при взаимопроникновении всех частей (музыки, драмы, танца, визуала) здесь и сейчас.

Поэтому истинные ценители балетного искусства ходят на одни и те же спектакли с разными исполнителями в течении многих лет, чтобы сравнить актерскую игру, момент рождения образа у разных танцовщиков.

С развитием современного танца в ХХ веке, быстрой эволюции от наивных пластических поисков предтеч А.Дункан и Л.Фуллер, от зарождения экспрессивного театра Р.Лабана и К.Йосса, от создания альтернативных балетному искусству школ М.Грем, Х.Лимона, Л.Хортона и Х.Хольм, применения композиционных приемов случайности М.Каннингема, отказа от нарративности и условности постмодернистов (М.Монк, А.Халприн, С.Пэкстон и др.) современный танец пришел к пониманию равнозначности четырех компонент спектакля и непрерывном поиске в каждом из них [1].

-2

Создание необычного, нового, экспериментального пространства, проникновение в вертикали мизансцен, использование конструкций, технологий видео, дополненной и виртуальной реальности, световых техник – все это открывает бесконечные возможности реализации замысла хореографа, углубляя и изменяя процесс создание пластического образа.

Следует различать использование предметов и декораций по степени вовлечения в действие и хореографию. Например, в спектакле Кристал Пайт «Бертенгейт», существует множество предметов, двигающих действие и обогащающих метафоры происходящих событий. Это и диалог с куклой героя, и коробки, электрические щитки с неработающим светом, телефон, с каждым звонком которого герой проваливается во все более тягостные обстоятельства, это и черная ткань, закрывающая собой всю сцену, кушетка психотерапевта, которая иногда оказывается каталкой морга, двери, в которые можно выйти, но не всем – все вместе, предметы помогают создать тянущую атмосферу кошмарной рефлексии, в которой существует главный герой.

-3

Другими свойствами обладают предметы-декорации балетов Александра Экмана. Здесь, предметы становятся полноправными участниками хореографического действия, ради которой балетмейстеру приходится изобретать лексику и правила сосуществования танцовщика и предмета вместе, равнозначно и равноправно.

Александр Экман, шведский балетмейстер, воспитанник Нидерландского театра танца и Кулберг балет, создал более 50 балетов для разных трупп и танцевальных компаний мира. Самые известные балеты «Лебединое озеро», «Сон в летнюю ночь» и «Игра» созданы совместно с композитором Микаэлем Карлсоном. Для своих работ он сам проектирует сценографию, потому что сценография в его балетах полноправный участник пластического действия, а не только фон для движения тел. Его фантазия безгранична: для «Лебединого озера» на сцену театра вылили 6 тонн воды, в спектакле «Сон в летнюю ночь» в руках кордебалета летают снопы сена, в «Игре» оркестровую яму заполнили тысячами зеленых пластиковых шариков, в которых купаются и катаются участники труппы. Эксцентричный, шокирующий, безумный, необычный – эти эпитеты часто сопровождают спектакли Экмана в рецензиях театральных критиков. «Во сне возможно все… Решиться поднять занавес и все же начать такое – само по себе большая авантюра» [5].

-4

Использование снопов сена в движениях кордебалета в спектакле «Сон в летнюю ночь» разнообразны. Зажатые в руках танцовщиков пучки сена дают объем движению, погружая одновременно происходящее в нереальную дымку сна, зыбкой яви, скрывая и проявляя лексику, рисунки, характер движения. Ритмичные удары снопами в воздух рождает чувство колдовства и свободы, в моменте определяя, что все возможно.

Появление и работа предметов в спектаклях происходит явно, не скрываясь для зрителя. Это требует четкой согласованности от технических служб, танцовщиков и ясности балетмейстерской задумки. Например, в спектакле «Игра» не прерывая номера, на сцене появляются монтажеры, которые закрепляют кубы канатами, потом декорации поднимаются в воздух, это происходит музыкально, сценично и органично вписано в партитуру спектакля.

-5

Кубы в другой сцене, кроме того, что выделяют солистов, являются связующим мостом, постепенно танцовщики приближаются друг к другу, перенося кубы все ближе и ближе друг к другу.

У Экмана нет мелочей, в каждый момент времени солист или кордебалет двигает действие с помощью четкого выстраивания мизансцен и сосредотачивания зрительского внимания, например, в «Игре», перед тем как пойдет дождь из десятков тысяч зеленых пластиковых шаров, солистка из «серьезного мира» глядя на часы, открывает зонт, она точно знает, что пора, она живет по расписанию, в то время как остальная часть кордебалета счастлива купаться под дождем, прыгая в бассейн и кувыркаясь по сцене.

Во втором акте, в мире «серьезных людей», бассейн подчеркивает серьезность, выступая помехой для механистичных, постоянно повторяющихся движений согласного контрапункта кордебалета. Стулья второго акта переносят нас в офис, где серьезные люди работают. Но постепенно, пластические мотивы кордебалета повторяются снова и снова, день за днем, час за часом, зрители понимают, что и это игра, может быть менее веселая, но не менее увлекательная.

Все предметы спектакля удивительно точно работают на мысль хореографа: «только сохраняя детство в душе, резвясь и играя можно стать счастливым». Он дает зрителю в полной мере ощутить эту мысль, запуская в зрительный зал огромные надувные шары, более уместные на детском празднике, но не среди позолоты партера Парижской оперы. Однако зрители вполне увлекаются игрой, отвечая на исследовательский вопрос балетмейстера.

-6

Использование зрелищных приемов, ошеломляющих зрителя, тем не менее точно работает на раскрытие идеи, объединяя режиссуру, дизайн, музыку и пластику.

Немецкая танцовщица и хореограф Саша Вальц создает в своих спектаклях мир мрачного и эстетичного исследования человека. Ее творчество условно можно разделить на сценические постановки в музыкальных театрах хореографических опер, танцевальных спектаклей и архитектурные проекты site specific (перформанс места). Вдохновленная творчеством Триши Браун, изучая экспрессивный театр Мари Вигман, Саша Вальц сформировала свой собственный авторский стиль, отличающийся бескомпромиссной мрачностью и эстетикой. Она всегда стремилась к синтезу с другими искусствами, обогащая собственные спектакли совместной работой с дизайнерами, художниками по свету и композиторами. Тема ярких и сильных женщин, мифических героинь проходит красной нитью через драматургию ее спектаклей.

Ее творчество неразрывно связано с экспромтом, импровизацией, абстракцией, минимализмом, условностями, ритмом и лаконизмом. Уже с 1993-его года она руководила труппой «Sasha Waltz & Guests» совместно со своим мужем – продюсером Йоханом Зэндингом.  В название своего театра они добавили слово «Guests», что в переводе на русский означает «гости», тем самым подчеркнув, что в их труппе будут рады всем, не только иностранным танцовщикам, но и музыкантам, композиторам, драматическим артистам и архитекторам. В их компании находят центр сразу несколько видов искусств. Саша Вальц умело сочетает музыку, драму, архитектуру, живопись.

С целью исследования связей танца и архитектуры в 1999 году Саша Вальц открыла «Dialoge Projekte». Её работы зачастую привязаны к пространству, и его составляющим. Оно могло содержать несколько реальных коридоров с комнатами и быть коммунальным («Twenty to Eight»), а могло наоборот размещаться на улице и быть просторным («Zweiland»). Взаимодействие с пространством также являлось частью исследования и характеризовалось разнообразием вариантов его использования.  К примеру, в русско-немецком проекте «Na Zemlje» исполнители шли в сапогах по грязи и лужам. Или дыры в полу, как падение в сюрреалистический мир фантазий, в котором происходила трансформация, влекущая за собой потерю человеческой формы.

В «хореографических операх» и музейных проектах, в которых основой являются диалоги с пространством, музыкой, архитектурой тело принимало новую свободу. Саша Вальц позволяла телу ощутить парение в воздухе, погрузиться в воду и ощутить её плотность, силу и сопротивление, позволить себе умножиться и расшириться по пути создавая двойников и находя партнеров. В её творчестве сочетаются школы и техники от Мэри Вигман  до американского пост-модернизма в том виде, в котором он развивался после Мерса Каннингема: Judson Dance, Стив Пэкстон и Триша Браун (контактная импровизация являлась одной из важных составляющих для неё).

В отношении с музыкой у Саши Вальц прослеживается некая параллельность. В начале работ она устанавливает дистанцию, не позволяя музыке оказываться сильное влияние, давить на неё, на её состояние. Она действует свободно от музыки, опираясь на своих исполнителей и их возможные реакции на выдвигаемые ею задания и требования.

В постановках Саши Вальц, в хореографии и рисунках танца можно проследить геометрические смыслы. Спектакль «Весна священная» Саши Вальц впитала в себя многое из того, что было создано до этого её предшественниками в их постановках: натуральный песок (схожесть с землёй у Пины Бауш), мощные прыжки (напоминание танца Избранницы Нижинского), говорящая геометрия различных линий и фигур, чаще кругов (символика обыгранная Бежаром). Ко всему прочему здесь добавлена и простая, выразительная хореография самой Саши Вальц: прямоугольные фигуры в сарафанах, то обращённые руками к солнцу, то поломанные в талии, в поисках равновесия в толпе жертв, свободная пластика с беспозвоночным корпусов, внезапные поддержки сопровождающиеся большим количеством прикосновений.

Хореография Саши Вальц образует собой цепочку образов, сменяющих друг друга. Бродячий огонек из костра, видимый в теле танцовщицы, которая исполняет начальное соло, олицетворяющее воздушность (несмотря на движения в партере) и целомудрие. На что следует ответом эпизод «Лава» с разгоревшимися инстинктами бурлящих изнутри танцовщиков.  Также есть сцена «Деревья», несущая в себе напряженность и некий страх перед чащей леса с ожившими корягами, показанными через смену поз приёмом стоп-кадра. И среди бурлящих вулканов и завораживающих деревьев живет племя с единственной целью – выжить, убирая соперников с пути любым способом. Одновременно с темой жестокости и агрессии людей по отношению друг к другу прослеживается тема цикличности мироздания: женщины-лебеди, прилетевшие с юга, быстро восходящие ростки (женский кордебалет), появившиеся в толпе дети.

Спектакль «Весна священная» декорационно решён довольно просто. Темный, чёрный квадрат сцены с кучей песка, щебня. Костюмы исполнителей так же максимально приближены к нейтральному, не относящемуся ни к какому времени, стилю. Только мужчины в заключении спектакля надевают фиолетовые плащи, напоминающие лиловые одежды католических священников.

В постановке «Весны священной» отмечается возвращение к обрядовой и ритуальной составляющей истории жертвоприношения, подкрепленной музыкой, в которой, по мнению Сащи Вальц «…скрыта какая-то древняя мощь, она будто бы напоена силой земли. С одной стороны,  я хотела подчеркнуть музыку, с другой стороны, не хотела быть ее жертвой. Музыка настолько сильна сама по себе, что мне необходимо было сохранить независимость, автономию своего мира» [3].

Среди работ Саши Вальц также встречается постановка, часть действия которой происходит в воде. В балете «Дидона и Эней» более плотно погрузиться в историю помогает именно вода. Заключённая в аквариум стихия на фоне тёмной сцены, по легенде сыгравшая большую роль в соединении и в разлуке Дидоны и Энея, позволяет понять творческий замысел и более подробно воплотить его в движениях. «Вода с ее сопротивлением затрудняет одни движения, а другие, наоборот, делает более свободными» - так описывает свою хореографию в балете Саша Вальц. В прозрачном аквариуме исполнители четко и сильно вырисовывают орнаменты полуобнажёнными телами. Не смотря на полное погружение в воду, они технически выделывали все движения, создавая впечатление, что они находятся в обычной для них среде. Мерцающее пространство, в котором случаются один за другим пластические этюды с напряжённой легкостью находят гармонию с театром под открытым небом и создают атмосферу живого мифа, обладающего интересным пластическим решением.

В спектакле «Kreatur» Саша Вальц сотрудничает с голландской художницей и модельером Айрис ван Херпен, чьи работы сочетают традиции и инновационные технологии работы с материалом, разбавляя грубый реализм хореографии необычными линиями. Костюмы обладают рельефной скульптурной формой, являясь независимым и полноправным участником хореографической постановки. Шар из острых труб, похожих на гротескного ежа, доспех из пластика, одежда из вырезанной псевдо-бумаги – изменяют и обогащают пластику танцоров, усиливают восприятие от хореографии.  

Застывшая энергия агрессивных шипов костюма, эмоциональная граница между властью и бессилием, расширение тела танцовщика наружу –метафоры, которые приходят на ум при просмотре этого спектакля. Костюмы были напечатаны на 3D принтере, что дает ощущение нереальности в первой части (когда на танцовщицах одета пена из мыльных пузырей), агрессии во второй (колючий еж) и эстетичной третьей части. Доминирование, сила, власть, контроль, изоляция, управление – вот темы исследовательского пластического поиска хореографа.

В хореографической опере «Матсукадзе» на музыку Тосио Хосокава используются декорации из нитей, натянутых на огромные ширмы, по которым танцовщики и певцы передвигаются вертикально. Так решена сцена, в которой духи обманутых сестер заманивают души спящих мужчин в потусторонний мир. Женщина, как сосна, терпеливо ждущая век за веком своего возлюбленного, мягкая как осенний дождь и тоскующая как ветер – довольно частая метафора в японском театре но.

Хореограф в своих интервью подчеркивала, что ее спектакль вне пространства и времени, это скорее эстетика пластической каллиграфии. Однако образ души в черной паутине воссоздан ярко и точно.

Декорации к спектаклю создавал японский художник Чихару Шиота. Застрявшие в ширмах нитей певицы двигаются вместе с танцовщицами, своими двойниками, добавляя иллюзорности  происходящему. Хореограф использует в композиции принцип симметрии, характерный для японского искусства икебана. Каждый импульс усиливается собеседником, создавая гармонию ансамбля, отражаясь друг в друге как цепная реакция. Финальная часть спектакля решена внутри остова дома, символизируя пустоту и заброшенность. Смерть сосны – символа верной любви показана через дождь огромных иголок, которые хоронят под собой декорации и действие.

В спектаклях Йоанна Буржуа предмет и декорации становятся партнерами для танцоров, создавая препятствия, которые исполнители естественно и виртуозно преодолевают, сохраняя особую важность и даже опору или ограничение. Человек и механизм ведут активный диалог, нет сильнее или слабее, есть понятие «равен». Танец возникает на границе взаимодействия танцовщика и предмета, значительно расширяя движенческие возможности.

Акробат, танцовщик, режиссер, хореограф Йоанн Буржуа родился в небольшом французском городке, в семье тренера и медсестры. Владея цирковыми акробатическими техниками и уникальным видением современного танца, он создает спектакли нарушая законы притяжения.  Метафоры падения, взлетов и баланса подчиняют себе законы гравитации с помощью предметов, конструкций и батутов.

В спектакле Celui qui tombe («Тот, кто падает»), 2014 г. Буржуа придумал для танцоров неустойчивую поверхность, которая движется вокруг своей оси и иногда меняет уклон. Скорость движения постоянно меняется, создаётся образ «ускользания» времени и цикличности жизни. Сама по себе конструкция может существовать на сцене и увлекать зрителя. А когда появляется человек - начинается история взаимоотношений между людьми в данном пространстве и времени, то быстрее, то медленнее, то совсем замирают, то бегут все сразу, то по очереди, падают и встают. Спектакль обретает настоящую эмоцию.

В 2017 году Йоанн представил пластический спектакль «Механика истории».

Проект был организован французским Центром национальных памятников как часть программы «Монументы в движении». Главной идеей было привлечение внимания к историческим памятникам. «В основе проекта лежат законы физики, но главное в нем — поэтика и игра воображения» - так описывал свою работу сам Йоанн.

Он придумал 5 «оживающих картин», которые были расположены по всему пространству музея, создавая форму креста. В центре на 67-метровом подвесе находился 47-килограммовый латунный шар - маятник Фуко. Исполнитель был всегда в очень близком контакте, вызывая у зрителя спектр эмоций - восхищение, удивление и чувство приближающейся опасности, после которой спокойствие и уверенность.

Здесь также была представлена большая лестница, с крупными ступенями, внизу которой батут. Снова декорация, не являлась дополнением к спектаклю, здесь наоборот, мощность конструкции контрастировала с человеком. Лейтмотивом движения стало падение и подъем по ступенькам вверх, снова и снова. Метафоричность всех танцевальных движений создаётся из бытовых и базовых для человека действий. При этом Буржуа создаёт  синтез акробатических элементов, самых простых жестов, пластических пауз, танцевальных приемов. Фактура движения сочетается с конструкциями.

В сентябре 2018 году состоялась премьера спектакля Scala на сцене парижского театра La Scala Paris (Ла Скала Париж). Ещё в момент строительства самого театра Йоанн захотел использовать пространство как центрального героя. По словам автора, посещение Ла Скала породило мечту о хрупкой фигуре, бегущей на полной скорости по непрерывной нити, выявляющей ситуации, но никогда не фиксирующей их.

В спектакле происходит постоянная борьба и взаимоотношения с силой гравитации.

Декорация, и в тоже время трансформирующийся персонаж спектакля, представляют собой серую высокую конструкцию, в которой есть двери, посередине —лестница, уходящая ввысь, в темноту, по бокам батуты. Тут же кухня и спальня.

Исполнители являются частью декораций, они падают, встают, появляются и исчезают, создаётся ощущение, что людьми «жонглируют, руководят, переставляют, используют как предмет. Прекрасная метафора,  созданная Йоанном вызывает у зрителя  чувство и ощущения нереальности. При этом, например, стулья - являются «живыми». Они автоматически складываются и вновь возвращаются в привычное состояние, без человеческого воздействия. Человек и предмет снова в равном диалоге.

Буржуа находит «Точку замирания», как говорят жонглёры  – это тот неуловимый момент, когда подброшенный в воздух предмет достигает пика параболы, прежде чем упасть. Его интересуют пересечения физической и временной осей. Отсутствие тяжести, силы притяжения, фиксация мгновения - то что определяет его работы.

Работа с предметом по словам художника, перформера, режиссера Яна Фабра заключается в умении чувственно, эмоционально понять материал, какова у него текстура, форма, как он сможет откликнуться во взаимодействии с перформером или танцовщиком. Свойства и качества материала необходимо проявить, исследовать, понять, раскрыть для зрителя, заставить помочь в реализации идеи. Определить жесткость, текстуру, на которые танцовщик может влиять, выстроить диалог с предметом, в котором танцовщик и предмет являются полноправными участниками, помогая, видоизменяя, рассказывая историю. Из материала нужно сделать союзника, для этого необходимо исследовать его свойства и возможности, просчитать как это будет выглядеть в цвете и свете, на сцене, как танцовщик сможет работать с предметом в полный темп, поможет ли материал созданию образа, сложится ли вектор усилий автора – предмета – танцовщика в единую картину. Для исследования и поиска небанального взаимодействия требуется большое количество времени, чтобы процесс диалога и трансформации происходил органично и на равных, чтобы действие постепенно проявлялось, раскрывалось согласно идее авторов. Также важно идти вглубь, не поддаваясь буквальному контакту, а проживая процесс неоднократной трансформации, постепенно обретая символы и метафоры, наращивая взаимосвязи и взаимодействие.

В этом и заключается процесс создания предметной режиссуры.

Судакова Марина

Ерина Саша

Кудак Аня

Апрель 2022

Список используемой литературы:

1.          Екатерина Васенина «Российский современный танец. Диалоги». Москва, 2004 г.

2.          Наталия Смирнова-Гриневич «Концептуальный театр Саши Вальц «Весна священная» И. Стравинского»

3. https://ru.calameo.com/read/006523686211b2fb134d9

4.       https://teatral-online.ru/news/8147/

5. http://oteatre.info/vokrug-svoej-osi/

6. https://ptj.spb.ru/archive/72/voyage-from-spb-72-3/vesna-svyashhennaya/

7. https://polit.ru/article/2006/06/09/tanec/