Подобные произведения всегда доставляют мне удовольствие своей простой подачей сложных тем. При прочтении возникла приятная аналогия с любимейшим «Волхвом» Фаулза, хотя последний и был издан несколько позже.
Давайте обо всем по порядку.
Легко, быстро и не без удовольствия я прочла роман Альберто Моравиа «Презрение» и именно о нём хочу сегодня с вами поговорить.
Как прекрасно данная книга попала под настроение и погоду за окном. Я питаю особую слабость к драмам, разворачивающимся на берегу моря под палящим солнцем. К Саган, Фаулзу, Ферранте, умеющим потрясающе передать эту атмосферу, смело можно добавить теперь и Моравиа, кстати, финальные действия произведения тоже происходят в Неаполе.
Такие истории я всегда называю кинематографическими, так и просятся они на большой экран. Посему неудивительно, что у книги есть вполне успешная экранизация. Да и речь в произведении идёт о драматурге мечтателе и интеллектуале, вынужденном писать банальные сценарии для кино исключительно ради денег и содержания своей красавицы жены.
Супруга же девушка простая и недалекая, однако, порой вызывающая больше уважения, чем эрудированный главный герой.
Фабула произведения вращается вокруг их отношений, которые, в свою очередь, вызывают лишь досаду.
Этот тот случай, когда все главные герои порождают у меня лишь безразличие, граничащее с отвращением. Точно такие же чувства вызывали у меня персонажи «Волхва», подобным образом там я видела и любовный конфликт.
Мечтательный творец, считающий себя тонким талантом, вечно страдающий поиском смысла и гонящийся за мнимыми идеалами, который на самом деле слишком себялюбив и труслив, чтобы переходить от рефлексии к действиям, и хорошенькая глупышка, далёкая от искусства, но терпеливая и покорная, ищущая не то любви, не то обычного комфорта.
Два человека из противоположных вселенных, которые изначально были обречены на крах отношений, однако, предпочитающие мучить друг друга и идти на бесконечные жертвы.
Только вот любовь на этом не строится. Отрекаясь от себя, своих принципов и мечт ради другого человека, ты не сделаешь счастливым ни его, ни себя. Всё это лишь закручивается в водоворот бесконечных взаимных обвинений и личной неудовлетворенности.
Компромисс – да. Жертвы – нет.
Иллюзия отчаянных попыток сохранить брак, являющаяся по сути лишь попыткой снять с себя всякую ответственность за его раскол.
К позитивным сторонам романа отнесу атмосферность, психологизм, тёплые пейзажи, повествование, увлекающее с первых строк. Хочется отметить, что большое внимание в произведении отводится «Одиссеи» и её проблематике. Споры на эту тему вызывают неподдельный интерес к творению Гомера, которое прежде я обходила стороной.
К негативным – бесконечные душевные муки главного героя. Признаюсь, он чуть было не замучил и меня. Томный образ вечно депрессивного мыслителя ужасно быстро наскучивает мне в реальной жизни, книга не стала исключением. Иногда просто хотелось вскрикнуть: «Да хватит же ныть, Риккардо». Неудивительно, что очевидные вещи доходили до главного героя с большим опозданием, настолько он был занять жалостью к себе.
Финал романа вполне логичен. Это прекрасный пример психологии взаимоотношений мужчины и женщины из разных миров. Очень тонко, глубоко и поучительно.
Книгу я рекомендую, осталась довольна. Лёгкое, но далеко не лишенное смысла, чтение.
Интересным является ещё и тот факт, что Моравиа (ах, как удивительно) бесконечно вдохновлялся творчеством Достоевского, и в данном произведении четко прослеживается влияние повести Фёдора Михайловича «Кроткая».
Думаю, прочитать ли ещё что-либо у автора? Есть рекомендации? И кто смотрел экранизацию с Брижит Бардо, прошу, поделитесь впечатлениями!