XV в. связан с ростом значения художников, а не цехов, как это было ранее. В художнике развивается его самосознание. Меценаты больше не хотят заказывать цеха, их интересуют определенные мастера и в контрактах они готовы были платить большую плату «за мастерство». Поэтому обучаясь, художники не только изучали мастерство своих предшественников, они занялись изучением математики, геометрии углубили знания в анатомии (биологии), а так же отдавали не малое предпочтение гуманитарным наукам. Конечно, нельзя говорить о том, что художники раньше таким не занимались, но тогда добившись успеха они готовы были остановится на достигнутом. А в нынешний период конкуренция достигла нового уровня и просто быть талантливым в XV в. мало, нужно было постоянно совершенствоваться, чтоб быть востребованым в любых ситуациях и не быть забытым в будущем.
Стал обсуждаться талант художников, их умение подать одну и ту же тему совершенно разными способами. Это вызвало стремление мастеров создавать картины, которые произведут впечатление на всякого зрителя, ученого и неученого. При этом каждый действительно стремился получить как можно больше заказов, ведь это повышало их популярность и давало возможность заработать достаточно значительные гонорары, поэтому работу выполняли с особой тщательностью и всегда стремились удивить окружающих, уделяя особое внимание критике с их стороны, чтобы создавать еще более прекрасные шедевры.
С этого момента начинаются поиски точки зрения, горизонта, ракурса, чтобы заставить зрителя стать в такую точку по отношению к произведению искусства, в которой, по мнению изготовителя, можно было насладиться его работой как следует (Робер Кампен стал объединять мирское и сакральное, помещая изображение Мадонны с Младенцем в повседневной атмосфере для большего ощущения причастности к картине).
Художники всячески пытались превзойти друг друга и очень часто становились соперниками. Они отдавали много времени для поиска новой реалистично насыщенной краски (например, Робер Кампен начал использовать в некоторых местах произведения масляную краску, но всю прелесть масляной живописи можно увидеть у Яна Ван Ейка), использование в работах перспективы(тут как пример можно рассмотреть «Гентский алтарь» Яна Ван Эйка), светотени (уникальным примером является «Алтарь таинства причащения», написанный в 1464—1467 годах для одной из часовен церкви св. Петра в Лувене, Дирика Боутса ), более подробного пейзажа, индивидуальности не только в постановке создаваемого шедевра, но и в изображении ими людей (Рогир ван дер Вейден особенно преуспел в передаче таких чувств, как горе, гнев, радость, делая отдельных учасников события на картине носителями оттенков чувств скорби как в работе «Снятие с креста»).В своих работах они стремились предать картине реализма (Гуго ван дер Гус «Алтарь Портинари»). Ганс Мемлинг вводит в нидерландскую живопись новые качества. В его произведениях можно увидеть утонченное изящество поз и движений, привлекательную миловидность лиц, нежность чувств, ясность, упорядоченность и нарядную декоративность композиции. Эти черты особенно отчетливо выражены в триптихе «Обручение св. Екатерины».
Примеров можно приводить великое множество, рассказывая о других известных художниках XV в. и описывая произведения искусства приведенных мною в пример мастеров. Еще более ярко художественная конкуренция и акцент на индивидуальные достижения мастеров отразится в создании новаторских и амбициозных произведений в последующие века и эта тенденция будет только усугубляться. Хотя, сказать, что это имеет место в современном искусстве, я затрудняюсь. Возможно, это связано с недостаточным количеством моих знаний, но на мой взгляд, на сегодняшний день художники отражают свои этетические представления без желания понравится абсолютно всем.