Жители страны даже и не узнали о том, что 7 ноября 1990 года на Красной площади произошло настоящее покушения на лидера страны Михаила Горбачева. Лишь сухие строки ТАСС сообщали:
"Во время праздничной демонстрации 7 ноября на Красной площади в районе ГУМа прозвучали выстрелы. Задержан житель Ленинградской области, произведший из обреза охотничьего ружья два выстрела в воздух. Пострадавших нет. Ведется расследование".
Этим "жителем Ленинградской области" оказался 38-летний ленинградский слесарь Александр Анатольевич Шмонов, который решил убить советского лидера за все его злодеяния, что он натворил на своем посту.
Влияние перестройки
Он родился в обычной советской семье, окончил школу, отслужил в армии. Первое время работал младшим научным сотрудником в НИИ кибернетики, но когда институт закрылся, был вынужден пойти слесарем по обслуживанию систем вентиляции на Ижорский завод.
Начавшаяся в стране перестройка серьезно всколыхнула советское общество. Политически активными стали едва ли не все жители страны. Но слесарь Шмонов выделялся даже на фоне их. В 1989 году он стал участником "Ленинградского народного фронта", который выступал за увеличение свободы для народа. Но что было в пустых разговорах на душных кухнях, когда за окном творилась история. Шмонов хотел действовать, ему нужны были акции, народ, по его мнению, необходимо было постоянно "тормошить", чтобы все, как один, встали на защиту своей свободы.
Он требовал радикальных перемен и к 1990 году полностью разочарованный в перестройке, задумал ни много ни мало, а ультиматум. Шмонов весной 1990 года отправил всем членам Политбюро и кандидатам в члены Политбюро письма, в которых требовал всенародных выборов главы государства, введения многопартийности и разрешения на частную собственность. Почему ультиматумы? Да потому что в этих письмах Шмонов требовал выполнить все его требования до марта 1991 года, в противном случае он угрожал убить всех высокопоставленных коммунистов.
Позже Александр разослал по этим же адресам дополнительные письма, где сократил свой срок до осени 1990. Параллельно с этим он распечатал на машинки самодельные листовки такого содержания:
"Дамы и господа! Призываю вас убивать членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС"
и расклеил их у метро "Киевская" и во дворах Кутузовского проспекта. Прежде чем клеить, Шмонов замаскировался –прилепил на нос кусок медицинского бинта, а машинку, на которой он распечатал все 14 листовок позже закопал в лесу.
На письма с угрозами скорее всего не обратили внимания – мало ли сколько городских сумасшедших строчат пачками свои послания в высшие органы СССР. Но Шмонов сумасшедшим себя не считал.
Ружье для генсека
К ужасу супруги на последние деньги он купил немецкое охотничье ружье (целых 900 рублей) и патроны к нему. Охотничий билет Шмонов получил совершенно легально и обязательная в таких случаях комиссия не выявила в нем никаких патологий. Жене он объяснил что решил стать охотником и снабжать семью мясом диких животных, а сам же уехал на дачу в деревне Антропшино и стал готовиться.
Уже не ожидая ответа на поставленный ультиматум он решил, что ему непременно надо убить "захватившего высокую власть" Горбачева, что наконец-то позволит провести в стране свободные выборы. Целью №2 Александр Шмонов считал председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова, которого тоже винил в тоталитаризме и захвате власти.
Осуществить свой замысел слесарь решил во время ноябрьской демонстрации 7 ноября – только в этих условиях был шанс в составе колонны демонстрантов подобраться максимально близко к генсеку, махавшему рукой на трибуне Мавзолея. Ружье террорист примотал резиновыми жгутами к телу и замаскировал шарфом и длинным пальто. Предварительно у ствола он отпилил приклад и убрал мушку – опасался что в самый ответственный момент она может зацепиться за полу пальто.
Там же на даче Шмонов провел несколько тренировок, по точности стрельбы и быстрому извлечению ружья. Чтобы ствол не обнаружили возможные металлодетекторы он изготовил плакат с надписью "Крепись, государство!" и поместил его на железный штырь. Предполагая, что будет убит слесарь написал обстоятельную прощальную записку с объяснением мотивов, а если бы его поймали живым, то решил блефовать и грозить самоподрывом.
Дело оставалось за малым – попасть в колонну демонстрантов. Приехав накануне в Москву, Шмонов переночевал в снятой однокомнатной квартире, а затем нацепив на себя парик и накладные усы, утром выдвинулся к месту сбора колонн в Бауманском районе столицы. Сделать это оказалось непросто – бдительные москвичи в двух колоннах не признавали Шмонова за своего. И лишь только с третей попытки ему удалось затесаться в колонну демонстрантов, которая шла восьмой в общем потоке.
"Вынесли на руках"
В 11:00 слесарь наконец оказался неподалеку от трибуны, расстояние до которой по его подсчетам было 50 метров.
"Я запланировал следующее: первый выстрел нужно произвести в Горбачева. Если после первого выстрела Горбачев упадет или спрячется, то второй выстрел нужно произвести в Лукьянова. А если после первого выстрела Горбачев не упадет и не спрячется, то второй выстрел нужно произвести в Горбачева", — из показаний Александра Шмонова
Террористу удалось беспрепятственно извлечь ружье и даже прицелится. Но на этом всё и закончилось – сопровождавший колонну сержант патрульно-постовой службы Андрей Мыльников успел среагировать и буквально за секунду до выстрела схватился за ружье и направил его вверх.
Шмонов нажал на спусковой крючок. – раздался выстрел в воздух. Первым тут же среагировал начальник охраны Горбачева Владимир Медведев – он закрыл его своей спиной. А остальные лидеры государства даже не успели понять что произошло и так и остались стоять на трибуне. Лишь только председатель Московского горсовета Гавриил Попов опустился вниз и спрятался за высоким бортом.
На земле меж тем развернулось молниеносное действие – к Шмонову подбежали чекисты и курсанты Московской высшей школы милиции. Во время потасовки раздался второй выстрел – пуля попала в здание ГУМа. А неудавшегося террориста тут же скрутили и не увели, а буквально унесли в здание универмага.
"Они меня схватили за ноги и за руки и понесли. Они меня в ГУМ занесли, который прямо напротив мавзолея. И там три часа допрос делали", — из рассказа Александра Шмонова.
Все заняло настолько мало времени, что неудавшемуся убийце даже не удалось привести в действие вторую часть плана с блефом и взрывчаткой.
Без раскаяния
Следствие по делу Шмонова шло около года. В итоге его признали психически нездоровым и поместили на лечение на неопределенный срок. Примечательно, что слесарь яростно доказывал свою вменяемость, но 7 из 9-и психиатров были совсем другого мнения.
В стенах лечебницы Александр Шмонов провел три с половиной года. За это время от него ушла жена с ребенком. На свободу он вышел в июне 1995 года с присвоенной ему инвалидностью II группы. Вышел уже в совершенно другой реальности, в совсем иной стране, в которой больше не было генсека Горбачева. Казалось бы, чего хотел, то и получил – свободные выборы, многопартийность, другая жизнь...
Но Шмонову этого было недостаточно – занятие политикой прочно овладело его сознанием. Сначала он выпустил книгу воспоминаний «Как и почему я стрелял в главаря тоталитарного государства М. Горбачёва» (которая больше тянула на неказистую брошюру, чем на полноценную книгу), а потом попытался избраться в депутаты ни много ни мало, а Государственной думы. Его подписи забраковал избирком, отказав в регистрации. Тогда Шмонов переквалифицировался в правозащитники и стал заниматься защитой прав осужденных, пострадавших от несправедливого психиатрического лечения.
Своей вины он, разумеется, не признал и раскаиваться ни в чем не собирался В одном из интервью он прямо заявил корреспонденту:
"Я не жалею, что стрелял, а жалею о том, что не попал".
Вот так простой советский слесарь, попытавшийся одним выстрелам изменить ход истории попал в нее как человек, совершивший последнее в Советском Союзе покушение. Сомнительная слава...
Гораздо большую славу имел бессменный кубинский лидер Фидель Кастро. Помимо всего прочего он известен истории как человек, на которого было совершено больше всего покушений за все время нахождения у власти. Некоторые из этих покушений сегодня кажутся настоящим безумством:
(При написании статьи была использована информация сайтов: ru.wikipedia.org; aif.ru; lenta.ru)