Сегодня во всем мире отмечается день ДНК, посвященный выходу в 1953 году в журнале Nature трех статей, открывших миру молекулярную структуру ДНК. Вопреки распространенному мнению, структуру ДНК открыли не только Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик, но еще целый коллектив ученых, среди которых были Мориса Уилкинс, Розалинд Франклин и другие биологи.
Также в этот день в 2003 году ученые объявили об окончании важно этапа проекта "Геном человека", полностью расшифровав 85 % генома человека.
В 2022 году биологи расшифровали уже не только весь геном человека, но и научились редактировать его.
А мы сегодня попросили биологов Сколтеха немного пофантазировать и ответить на вопрос:
Если бы была возможность встроить в свой геном любой из известных генов. Какой бы выбрали и почему?
Вера Рыбко, заместитель директора по развитию Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха
Я бы не встраивала в свою ДНК никаких генов, чтобы не нарушить ничего.
Рим Губаев, генетик растений, аспирант Сколтеха:
Большинство признаков, которые обусловлены генетически и которые я бы хотел в себе поменять так или иначе полигенные – их проявление обусловлено несколькими генами. Я бы выбирал несколько генов, а если быть точнее вариантов генов (аллелей) для которых было продемонстрирована связь с желаемым состоянием признака.
У меня плохое зрение, и я бы начал с вариантов генов, которые сцеплены с миопией, на сегодня это больше 20 генов. Потом, я бы поменял варианты генов, сцепленных с депрессией, чтобы проще относиться к жизни и быть в хорошем настроении чаще!
Мария Логачева, генетик растений, старший преподаватель Сколтеха:
Я бы встроила не какой-то конкретный ген, а набор STR-локусов - участков, по которым идёт идентификация людей (это делается не с помощью секвенирования всего генома, а с помощью анализа относительно небольшого участка, который уникален для каждого человека и совпадает только у монозиготных близнецов). Взяла бы варианты от какого-нибудь другого человека - и тогда по тестам, основанным на ДНК, можно было бы себя выдавать за другого человека или хотя бы скрывать свою настоящую идентичность. Зачем? Просто из интереса и чтобы показать ограниченность методов.
Елизавета Григорашвили, биолог, аспирант Сколтеха:
Мне немного сложно отвечать на этот вопрос, потому что я сразу же пытаюсь оценить возможные последствия. Не будет ли вступать в противоречие новый ген с уже имеющимися? Не разрушит ли уже имеющиеся регуляторные сети? Так что, для начала, я бы хотела получить такие гены, которые обеспечивали безопасное встраивание новых генов.