Найти в Дзене
Опять уехала

Смирнов, да не тот. Хотела просто рассказать о старой церкви, а пришлось целое «расследование» проводить

Архивы. Архивы — великая вещь. Иногда они возвращают нам забытые имена, напоминают о поступках людей, которые по разным причинам исчезли из истории.

Церковь Жен-мироносиц в селе Линдо-Пустынь
Церковь Жен-мироносиц в селе Линдо-Пустынь

Вот, например, церковь в селе Линдо-Пустынь Нижегородской области. Построенная на месте обветшавшего храма 1772 года церковь Жён-мироносиц и сейчас великолепна. А какой, наверное, красавицей она была в день освящения в 1852 году. История запомнила имя старосты прихода, который много сделал для обустройства храма — Андрей Егорович Грачев. Но кем же был купец «М.П. Смирнов», давший денег на строительство и упоминающийся в большинстве статей в интернете?

Купец значился нижегородским, но с такими инициалами я никого не обнаружила. Зато вспомнила о купеческой династии Смирновых, торговавших валенками.

Я углубилась в изучение материалов по Смирновым, и вот, что обнаружилось. Фабрику по изготовлению валенок в 1827 году основал Никанор Смирнов в селе Неклюдове Семеновского уезда (рядышком с Линдо-Пустьнью). Тогда фабрика была самым крупным сапоговаляльным предприятием Нижегородской губернии и одним из крупнейших в Российской империи! ⠀ И знаете, что я нашла в Исторической справке к фонду № 480 дел постоянного хранения Торговый дом Митрофана Смирнова в г. Нижнем Новгороде, подготовленной центральным областным архивом? «В 1852 году в селе Линдо-Пустынь, близ фабрики валяной обуви в с. Неклюдово, на средства Митрофана Смирнова на месте старого деревянного храма Жён мироносиц был выстроен новый каменный храм в русском стиле».

Митрофан Смирнов — это сын Никанора Смирнова, основавшего ту самую фабрику в Неклюдове. И все, казалось бы, сошлось, кроме дат. В той же справке читаю: «В рапорте Нижегородской думы за 1851 год отмечено, что на Нижегородской ярмарке валеночным товаром торговали семеновские купцы: Никанор Смирнов, Гаврила Пугининов и Алексей Пастухов». Ну то есть в 1851 году главным был еще Никанор, а церковь 1852 года приписывают уже Митрофану. Маловероятно. Скорее всего, именно Никанор Смирнов деньги на строительство выделил.

Но Митрофан, кстати, потом
дело отца очень неплохо развил. Его валяные сапоги из пояркового сырья – шерсти молодых барашков – были мягкими и бархатистыми на ощупь. Товар свой он продавал не только в Нижнем, но и в Баку, Варшаве, Петербурге, Риге. На выставке в Париже продукция Митрофана Смирнова получила серебряную медаль, а на московской Охотничьей выставке 1904 года – большую золотую.

Митрофан Никанорович торговал под вывеской «Митрофан Смирнов и сыновья» на Большой Покровской, Нижнем базаре, в Кунавине (ныне Канавинский район). Невысокий, представительный, с громким низким голосом, Митрофан Никанорович пользовался уважением жителей Ильинской слободы, где он не только имел особняк, но и был попечителем церкви Ильи Пророка.

Церковь Жен-мироносиц в селе Линдо-Пустынь
Церковь Жен-мироносиц в селе Линдо-Пустынь

А что касается церкви в Линдо-Пустыни, то кто бы из них (отец или сын) ее ни построил, это точно был не «М.П. Смирнов», которого так часто упоминают в интернете. А вот больше о династии купцов и о самой церкви я еще расскажу позже.

#старая церковь #нижегородская область #история #история россии #купцы #заброшенное #заброшенная церковь #заброшка #путешествие #путешествие по россии