Как вы думаете, зачем в некоторых прибрежных зонах используются подобные конструкции странной формы?
Это так называемый долос, его конструкция выглядит так:
Это бетонная конструкция с четырьмя ножками. Их используют для защиты портовых стен и волнорезов. Подобные конструкции широко распространены в Великобритании, США, ЮАР и Индии.
Вот так укреплена портовая стена в Порту Ботани (Австралия):
А вот так выглядит гавань в Кейптауне (ЮАР):
Эту креативную конструкцию изобрел южноафриканский изобретатель Обри Крюгер в 1963 году. В том году сильнейшие штормы нанесли серьезный урон портовым стенам. В дальнейшем она была доработана его знакомым - британским инженером Эриком Меррифилдом. Патентов на изобретение они не получали. Инженеры заявили, что хотели бы, чтобы долосы просто приносили человечеству пользу.
Они играют важную роль в тех местах, где морские волны очень активны.
Как же работает долос?
Такую наглядную иллюстрацию привел физик Анубхав Пракаш из Индийского технологического института в Дели.
Посмотрим, что бывает, когда на берегу нет долоса:
Волны ударяют в укрепленную часть береговой линии со всей силой. Береговая линия, хотя и построена из бетона, недостаточно прочна, чтобы выдерживать такие мощные импульсы в течение многих дней. И неизбежно сломается.
Давайте посмотрим, что будет, если возвести еще одну конструкцию, которая состоит из четырехногих долосов:
Они рассеивают энергию волны. Волна добирается до бетонной плиты уже заметно ослабевшей. Вес такого долоса не должен превышать 80 тонн (обычно - намного меньше).
Почему же выбрана именно эта форма?
Четыре ножки, действительно, обеспечивают два важных плюса:
- Они хорошо сцепляются между собой, чтобы образовывать достаточно прочную конструкцию;
- Между слегка округлыми ножками легко протекает вода. И теряет свою кинетическую энергию.
Получается гибкая сетчатая стена. Со временем, волны не только не разбивают, но лишь укрепляют стену из долосов, так как их сцепление еще больше усиливается.
На километр береговой линии необходимо около 10 000 долосов.