Найти тему
Валерий Грачиков

Почему на миниатюрах в летописи русские и татары в одинаковой одежде

Сел читать книгу «Бургундские войны. Великие герцоги Запада» о первых бургундских герцогах из династии Валуа. А там, чуть не на первой странице иллюстрация, на которой показана часть одной из шпалер «Деяния Юлия Цезаря», хранящихся в Бернском музее. Я вам покажу ее полностью:

Всего таких шпалер – четыре. Созданы эти прекрасные произведения как раз во времена славного герцогства Бургундского в период с 1465 по 1470 годы. Размер этого прекрасного, без всяких преувеличений гобелена – 4,3 на 5,5 метров. И на нем изображен переход Цезаря через Рубикон и битва при Фарсале.

А теперь посмотрите внимательно на гобелен. Что вы на нем видите?

А видите вы на нем средневековых воинов, в средневековом вооружении и одежде. Надо ли вам говорить о том, что во времена Цезаря одевались совсем не так и сражались совсем не тем? Тем более, что у нас в общем-то есть документы и изображения, которые описывают как одевались и чем сражались во времена Древнего Рима. Даже те туристы, которые ездили только в турецкую Анталию могли это наглядно увидеть, если ходили в Археологический музей. Там достаточно антиков, чтобы составить впечатление.

-2

И вспомнилось мне прекрасное. Сторонники всякой фоменковщины и гумилевщины – либо Руси-Орды, либо того, что Русь и Орда представляли собой симбиоз, обычно любят ссылаться именно на то, что в миниатюрах летописей татары и русские изображены одинаково. Почему бы это?

Да ровно потому же, почему на шпалерах о деяниях Цезаря изображены бургундские рыцари.

Ведь большинство миниатюр из летописей, которые известны нам, это что? Как правило, это «Лицевой летописный свод» - прекрасное творение книжных мастеров времен кого? Правильно – Ивана Грозного.

-3

Так с кого рисовали миниатюристы воинов, князей и смердов в этом кодексе? Правильно – с современников, также как и вышивальщицы прекрасных бургундских гобеленов. Что из этого следует?

Ровным счетом ничего – все эти миниатюры и гобелены следует рассматривать как прекрасные художественные произведения, по которым можно изучать историю костюма и оружия, современную авторам. Потому что рисовали они то, что видели перед собой.

-4

Ну и кроме того, не стоит забывать, что миниатюры Лицевого летописного свода при всей их художественной и исторической ценности – достаточно схематичны. Если посмотреть – там не только татары и русские похожи, но и вообще все на одно лицо. Также как и в других рукописных книгах, созданных на Руси в те времена. Традиция рисунка была такая.

Вот и все простое объяснение, почему на миниатюрах в летописях татары и русские выглядят одинаково.

---------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал. Поэтому не пожалейте пары секунд, чтобы нажать кнопку "Подписаться", если интересно почитать что-то занятное об истории и интересных местах с ней связанных :)

Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» и на YouTube