У меня часто случается так, что если нравится какой-то автор, то на одной книге не останавливаешься и начинаешь читать все, что тот успел написать. С Джоном Маррсом у меня как-то так и вышло, с одним лишь уточнением: прочитано все, вышедшее на русском, потому что английский, к сожалению, настолько хорошо не знаю, чтобы на нем читать (но видимо надо, ибо есть еще непереведенные книги, с которыми хочется познакомиться!)
В общем, у меня не нашлось ни одной причины, чтобы не прочитать роман "Добрая самаритянка", ведь в нем так много всего того, что я так люблю в книгах, в частности, в триллерах. И роман мне, конечно же, очень понравился!
Аннотация:
Они в смертельном отчаянии. Звонят на телефон доверия "Больше некуда", потому что действительно больше некуда обратиться. Им нужен лучик надежды. Но если не повезет, на том конце линии окажется Лора Моррис. Которая не желает, чтобы они надеялись. Лора хочет, чтобы они лишили себя жизни. Жаждет услышать по телефону их последний вздох… И уверена, что легко уйдет от ответственности – все продумано до мелочей. Но очередной обработанный "клиент" по имени Стивен просит Лору не просто слушать его смерть, а лично присутствовать при ней. Предвкушая чудесные мгновения, Моррис не знает, чем это обернется. Как и Стивен, не представляющий на что способна параноидальная "добрая самаритянка", у которой отняли любимую игрушку – наслаждение прощальным мигом другого человека…
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Художественная литература и обычная жизнь (причем художественная литература все-таки больше) знает много разных примеров "добрых самаритян", доводящих благими намерениями людей до могилы. Просто у них своя трактовка блага. Как, например, небезызвестная Энни Уилкс из "Мизери" или Кристофер Данч - реально существующий нейрохирург, искалечивший множество людей во время своих операций (про него еще отличный сериал сняли - "Плохой доктор"). Или, если хотите совсем холиварных сравнений, то мать Тереза вполне сошла бы за такую героиню.
Но мы сегодня остановимся на героине романа "Добрая самаритянка" - Лоре Моррис, работающей на добровольных началах на телефоне доверия в организации "Больше некуда". У Лоры идеальная жизнь: красивый богатый муж, чудесные дочери (четырнадцати и восьми лет) и маленький сын, в котором Лора души не чает. У Лоры отличная репутация на работе: идеальные отношения с остальными сотрудниками "Больше некуда" и еще более идеальные отношения с клиентами. Да-да, тут могла бы быть ремарка из анекдота, про то, что кто-то слишком много врет, но Лора и сама раскрывает карты в самом начале книги, по крайней мере отчасти раскрывает. На самом деле с дочерями отношения у нее не очень, с мужем она и вовсе разругалась, коллег втихую презирает, а клиенты с линии доверия...
Я помогаю разным людям разными способами. С этой жизнью трудно справиться в одиночку. Некоторые сворачивают на окольные тропки, и им требуется помощь, чтобы вернуться на правильную дорогу. Другие хотят совсем сойти с дороги – и я помогаю в этом.
Лора занимается тем, что в уголовном кодексе называется "доведением до самоубийства", но сама она предпочитает считать себя доброй самаритянкой, помогающей самоубийцам довести дело до конца.
Пять правил "Доброй самаритянки":
Первое правило: весь контроль у меня.
Второе правило: верь мне - я лучше знаю.
Третье правило: пять недель, ни днем больше.
Четвертое правило: я планирую все нюансы.
Пятое правило: абсолютная откровенность.
Лора аккуратна и осторожна в выборе жертв, действует с хирургической точностью, не раскрывая себя, если не уверена в своем подопечном. Но... как это обычно бывает в хорошей истории, случается непредвиденное! И на охотницу нападает показавшаяся податливой жертва...
Если ищешь мести, рой две могилы - одну для себя. (с) Дуглас Хортон
Райан Смит потерял беременную жену Шарлотту, страдавшую от депрессии и покончившую с собой. Пытаясь разобраться в случившемся, Райан случайно натыкается на Лору и понимает, Шарлотта погибла именно из-за нее. Конечно же, он не смог избавиться от желания отомстить.
Прием не новый, но мне очень нравится его применение, особенно в этом романе. Нам рассказывают часть истории до столкновения антагониста с протагонистом, раскрывая при этом одного из них, а значит, и его правду в конфликте. Затем время отматывается назад, чтобы показать нам другую сторону, и только после этого конфликт продолжается в полную силу.
Конечно же, Райан, убитый горем по нерожденному сыну и любимой жене, вызывает симпатию, но и он далеко не безгрешный герой. Джон Маррс и здесь проявил свое мастерство в создании характеров персонажей и их истории. И за Лорой, и за Райаном интересно следить, хотя болеешь и сопереживаешь, конечно же, Райану (хотя есть, конечно, люди, которым больше нравятся антагонисты, я не из них!)
Я бы не сказал, что в книге много неожиданных сюжетных поворотов, но автор точно не идет на поводу ожиданий читателя. И там, где "хорошие парни" должны бы победить, этого не происходит. (Если спойлер, извините, но что есть то есть).
Зато по ходу чтения нам подкидывают интересности в виде экскурсов в прошлое героев (я люблю флешбеки, а вы?) или новых фактов, порой кардинально меняющих представление о происходящем. Благодаря этому до самого конца, до финальной точки читаешь с большим интересом. А уж финал идет отдельным плюсом - достойное завершение истории Лоры.
Итого:
Пожалуй, "Добрая самаритянка" на сегодняшний день лучший роман Джона Маррса, в котором я не нашел к чему придраться (а ведь даже в "Пассажирах" были маленькие минусы, которые не стал озвучивать в отзыве). Все три части романа отличаются собственной атмосферой, а финал "раздаст всем сестрам по серьгам" и, надеюсь, никого не разочарует своей версией справедливости. Рекомендую.