Я часто бываю в этой красивейшей и скромной женской обители, сыгравшей огромную роль в становлении Государства Российского. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь весьма значим для России. Некоторые удивительные факты этого фоторепортажа окажутся для многих из вас по истине уникальными с исторической точки зрения и помогут взглянуть на образование Государства Российского несколько с иной стороны.
Но давайте всё с самого начала!
Древняя легенда гласит, что однажды великий князь Олег Иванович Рязанский с княгиней Ефросиньей отправились на охоту по земле Рязанской, по уникальному месту Солотчи и встретили в этой глуши двух отшельников - Василия и Евфимия. Эта встреча натолкнула князя на мысль - основать здесь на возвышенности приокской долины огромный монастырь. Ходили легенды, что от Рязани до Солотчинского монастыря князь Олег устроил тайный подземный ход от набегов за земли княжеские татар, Москвы и иной беды.
Нужно заметить, что фотографировать в монастыре можно не всё. Но для начала немного истории одного из самых крупных и значимых обителей Рязани и всей нынешней России - об этом женском монастыре. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим в России памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в писательском районе Солотча на берегу Старицы Оки в Советском округе города Рязани. Места тут красивейшие.
Древний Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь находится в двадцати верстах от Рязани, на окраине бескрайнего мещерского леса. Эти труднодоступные места в XIV веке князь Олег Иванович Рязанский избрал для строительства уединенного монастыря, где в случае набега татар, Москвы или иной беды могла бы спастись княжеская семья. Кстати, другая рязанская правительница, великая княгиня Агриппина (Аграфена) основала недалеко от этого места в 1507 году девичий монастырь под именем Аграфенина пустынь, где впоследствии и окончила свои дни. Аграфенина пустынь в 18-м столетии была упразднена. Зато Солотчинский монастырь еще долгие годы негласно считался главным монастырем земли российской. Здесь сохранился замечательный архитектурный ансамбль, созданный несколькими поколениями русских зодчих.
Солотчинский монастырь Рождества Богородицы основан в 1390 году. Щедро наделенная землями и богатыми вкладами князя Олега и его преемников, эта обитель вскоре стала первой среди рязанских монастырей по богатству и знаменитости. Здесь князь Олег принял постриг под именем Ионы, а затем, незадолго до смерти - под именем Иоакима.
Князь Олег Иванович скончался 5 июня 1402 года. Тело его было в каменной гробнице погребено в Покровской церкви Солотчиского монастыря. Спустя три года рядом с гробницей князя появилась гробница его супруги, княгини Ефросинии, во иночестве Евпраксии.
Первой каменной постройкой монастя была древняя Покровская церковь, построенная в первой половине 15 века. Она относилась к типу "иже под колоколы" и напоминала собой храм Святого духа в Троице-Сергиевой лавре. Церковь располагалась у самого края песчаного обрыва и погибла в 1768 году из-за оползания берега в окскую пойму. Вместе с ней обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплен целой системой сложных каменных сооружений.
Княжеские гробницы были перенесены в соборную церковь Рождества Богородицы. На гробнице князя Олега хранилась его кольчуга. Сегодня Рождественский собор является самым древним храмом монастыря. Он построен в начале 16 века. Это сравнительно небольшое сооружение. Сто лет спустя верхняя часть собора обрушилась. Собор после обрушения восстанавливал известный русский зодчий В. X. Зубов. Нижняя половина собора относится к 16 веку. В соборе находились древние иконы - высеченный из камня образ Святых благоверных князей Бориса и Глеба, образ Святого Алексия митрополита Московского. В ризнице монастыря хранились многие исторические реликвии - серьги великой княгини Евфросинии, блюда, пожертвованные великим князем Московским Василием III, драгоценная чаша-потир дар царей Петра и Ивана Алексеевичей.
В 16 веке в память о взятии Казани в монастыре была построена шатровая Алексеевская церковь. Она располагалась на месте первого деревянного храма монастыря, построенного еще князем Олегом. Алексеевскую церковь разобрали в 1847 году.
Большое строительство в монастыре развернулось в 1688 - 1698 годах при настоятеле монастыря архимандрите Игнатии (Шангине). В эти годы была возведена трапезная палата с церковью Святого Духа. Заложенную тогда же колокольню достроили значительно позже - в 1735 году. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя Святого Онуфрия.
В 1698 году были построены Святые ворота с церковью Иоанна Предтечи. В 1958 году в стене церкви Иоанна Предтечи был найден закладной камень с тайником, в котором лежал листок бумаги с надписью XVII века. В тексте говорилось, что храм был заложен при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день.
Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь и трапезная церковь во имя Сошествия Святого Духа построены в стиле пышного нарышкинского барокко. Как полагают, их строил Яков Бухвостов, автор рязанского Успенского собора. Духовская церковь с примыкающей к ней трапезной палатой напоминает настоящий помпезный дворец. Раньше это впечатление усиливалось торжественно-парадной лестницей, которая вела непосредственно в трапезную палату.
Главным украшением Духовской и Предтеченской церквей являются их многоцветные цветные изразцы. Особенно великолепны четыре большие изразцовые фигуры евангелистов, украшающие Иоанно-Предтеченскую церковь. Их изображения можно найти во многих изданиях, посвященных русскому прикладному искусству 17 века. Автором изразцового убранства Солотчинского монастыря является известный московский мастер Степан Полубес, в 1691 году создавший эти прекрасные шедевры.
В конце 17 века были построены два корпуса келий, в 1694 - 1698 годах - восточная и южная стена с тремя башнями. Первоначально ограда Солотчинского монастыря была деревянной. С западной и северной стороны каменная ограда появилась только в 1741 - 1745 годах. В середине 19 века западная угловая башня обрушилась вместе с береговым откосом.
В 17 веке в монастыре процветала иконописная школа, прославившаяся по всей рязанской земле. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к 17 веку.
История княжества Рязанского неоднозначна и хранит в себе множество таин
Примерно в 1371 году к князю Олегу Рязанскому из Золотой Орды пришёл на службу потом Чингисхана, брат Салахмира - Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом - потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.
В Солотчинском монастыре хранится уникальный артефакт - гробовая плита, свидетельствующая об одном историческом событии. Здесь в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега Рязанского, мурза Салахмир, женатый на сестре князя - Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Гробовая плита свидетельствующая этот факт была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.
Иоанн Мирославович - видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир). Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его. Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами - выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега - поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря. В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненый на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного - акт для Руси исключительный! Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству - Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.
Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича - 1427 -1456 годах.
Так совсем не так давно, в 2003 году, укрепляя фундаментную часть монастыря было найдено по истине уникальное захоронение - плита Саламхира. Здесь же в этом монастыре был захоронен сподвижник князя Олега, мурза Салахмир, женатый на сестре князя - Анастасии и принявший при крещении имя Иоанн, правда захоронен он уже как принявший схиму Иосиф. Плита была обнаружена в 2003 году случайно при прокладке водопровода на территории обители.
Иоанн Мирославович - видный военный и государственный деятель великого княжества Рязанского, зять великого князя Олега Ивановича Рязанского. Более известен по последующим летописным источникам как татарский мурза Салахмир (Салхомир, Солых эмир, (С)Хоросмир).
Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды в 1371 году, оказал Рязанскому князю серьезную военную помощь в делах его.
Произошло это в те драматические дни, когда после военного поражения от войск Дмитрия Московского и его союзника Владимира Пронского под Скорнищевым, князь Олег Иванович был вынужден оставить престол и бежать из Переславля Рязанского. Позже князь Олег возвращает себе престол, а мурза Салахмир поступает к нему на службу, принимает святое крещение с именем Иоанн Мирославович и становится близким соратником и сподвижником князя. Олег полюбил его, оказал ему почет и явное предпочтение перед другими боярами - выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал Верхдерев, Венев, Ростовец, Михайлово поле и Безпуцкий стан. О значении Иоанна Мирославовича при дворе Рязанского князя можно судить по следующему выражению, которое встречается в жалованных грамотах Олега - поговоря с зятем своим с Иваном Мирославичем. Сын Ивана Мирославича, Григорий, также играл роль главного советника, но уже при дворе Олегова внука, Ивана Федоровича. Немногие сохранившиеся документы от этой древней эпохи свидетельствуют и о том, что Иоанн Мирославович, а затем и сын его, Григорий Иванович, принимали непосредственное участие в судьбе Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.
В этом монастыре князь Олег Иванович и его супруга Ефросиния приняли постриг, здесь были захоронены, приняв перед этим великую схиму с именами Иоаким и Евпраксия. Здесь провел свои последние дни и Иоанн Мирославович, и как схимник с именем Иосиф, захороненный на территории монастыря. Доказательством этого факта стала мемориальная плита, обнаруженная при проведении земляных работ в 2003 году на территории монастыря. Сама плита уникальна. Древнерусские плиты с похожими текстами можно пересчитать по пальцам. Традиция не предполагает таких переносов, за исключением мощей святых и высшего духовенства, правителей государства и их семей. Тем самым, эта находка еще раз подтвердила ту роль, которая отводилась Иоанна Мирославовичу при дворе князя Олега.
Иоанн Мирославович стал родоначальником многих известных дворянских и графских фамилий, послуживших Отечеству - Вердеревских, Апраксиных, Апраксиных-Вердеревских, Ханыковых, Крюковых, Шишкиных, Дувановых, Ратаевых, Пороватых. В XV веке род Иоанна Мирославовича становится одним из самых крупных и влиятельных на рязанской землях. После присоединения Рязанского великого княжества к Москве в 1521 году, многие потомки Иоанна Мирославовича вошли в состав государева двора, из которого набирались командные и административные кадры государства российского.
Мурза Салахмир пришел на Русь в достаточно молодом возрасте, был моложе князя Олега Ивановича (князь Олег родился предположительно в 1336(38)году, а умер в 1402г.)). Этот факт подтверждает и поздний выход на историческую сцену сына Иоанна Мирославовича, Григория Ивановича - 1427 -1456 годах.
К князю Олегу Рязанскому пришел из Золотой Орды на службу и брат Салахмира - Еду-хан, по прозвищу Сильнохитр, в крещении получивший имя Андрея. От Еду-хана пошел дворянский род Хитрово. То, что брат Салахмира, Еду-хан, носил титул хана, свидетельствует, что он по происхождению был Чингизидом - потомком Чингизхана. Чингизидом мог быть по происхождению и Салахмир.
Плита фиксирует факт перезахоронение останков через 150 лет после смерти погребенного - акт для Руси исключительный!
Эта уникальная плита была установлена в храме в память о Саламхире - Иоанне Мирославовиче.
В продолжение темы:
- Глебовская башня Переславля-Рязанского первое каменное сооружение в Рязани - тут
- Как потомок Чингизхана мурза Салахмир спасал Русь в Рязани - тут
- Рязань - город, похожий на страшный сон. Деревянные бараки, особняки, новостройки - тут
Максим Новиковский
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ ЛАЙКИ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ