Найти в Дзене
На перекладных.

Показательные выступления в фигурном катании. "Калинка", "Кумпарсита", "Лезгинка"

Сезон закончен. Наступило время реального отчета перед публикой, фигуристы поехали по городам и весям с показательными выступлениями, которые объединены в самые разные шоу. В старые добрые времена в России большого разнообразия шоу не наблюдалось. Едва ли не единственным было турне по Сибири. Да еще Турне мировых звезд, но туда приглашались только чемпионы и призеры. Тем не менее к показательным выступлениям и тренеры, и спортсмены относились очень серьезно. Соревнований тоже было не так много и хотелось, как можно полнее раскрыть и перед публикой, и перед судьями возможности спортсмена. Причем, если в спортивных программах превалировала техническая сторона, то в показательных можно было блеснуть артистизмом. И эти необязательные составляющие спортивного контента часто превращались в настоящие произведения искусства и становились своеобразными визитными карточками спортсменов.

Роднина и Зайцев в знаменитой "Калинке".
Роднина и Зайцев в знаменитой "Калинке".

Примеров таких программ очень много. Первой приходит на память "Калинка", которую Ирина Роднина танцевала сначала с Алексеем Улановым, а потом с Александром Зайцевым. Роднина всегда любила скорость и была очень азартна на льду. Программа удалась, потому что все это было заложено в музыке. Под конец карьеры она Родниной порядком поднадоела, но зрители были неумолимы - только "Калинку"!

Пахомова - Горшков. Легендарная "Кумпарсита".
Пахомова - Горшков. Легендарная "Кумпарсита".

Не меньшей популярностью примерно в тоже время пользовалась "Кумпарсита" Пахомовой и Горшкова. Партнерша в знаменитом танго выглядела сдержано - страстной, демонстрируя филигранную, отточенную технику танца, а Александр Горшков был напротив, таким бесстрастно - элегантным, чуточку зловещим мачо. Как и положено в настоящем танго. Татьяна Тарасова вспоминала о том, как эта удивительная программа создавалась.

Впервые они вышли вместе на лед в Горьком, где находилась вся команда Чайковской. В этот город приехал и муж Лены — Анатолий Чайковский. Он посмотрел наши новые программы и сказал: «Ленуся, у меня есть любимый танец «Кумпарсита», прошу, сделай мне его в подарок». Чайковская начала ставить «Кумпарситу». Пробовали этот танец все. Мы пребывали в таком творческом задоре, что танцевали «Кумпарситу» даже парники. Чайковская, например, проверяла некоторые элементы на мне, конек у меня был неплохой, и я бегала, крутилась, исполняла все зубцы — специфический элемент в танцах. Пахомова с Горшковым время тоже не теряли, разучивали позиции и, когда впервые вышли с этим танцем на соревнования, то сразу же произвели фурор. «Кумпарсита» оказалась новым и свежим ветром в танцах.

У пары Горшков - Пахомова было много показательных номеров. "Соловей", "Вдоль по Питерской", "Гори, гори, моя звезда", вальс из "Маскарада", но их "ледовым портретом" стала "Кумпарсита",

Лихие грузины Лининчук  - Карпоносов и их "Лезгинка".
Лихие грузины Лининчук - Карпоносов и их "Лезгинка".

У наследников Пахомовой - Горшкова - пары Лининчук - Карпоносов визитной карточкой оказалась "Лезгинка", Как это не банально звучит, но она была, действительно, огненной и очень ложилась именно на эту пару. Лининчук обладала уникальной красотой фиксированных, "застывших" поз, а Карпоносов имел бешеный темпераментом. "Лезгинка" требовала сочетания именно этих качеств. В номере все идеально сошлось. Хотя он был весь сделан вопреки существующим правилам и мог радовать зрителей только на показательных выступлениях.

Показательные номера дают возможность некоторым исполнителям показать гораздо больше сложных трюков, чем в спорте. Пожалуй, этот парадокс у нас свойствен только танцам. Возьмем популярнейший танец Н. Линичук и Г. Карпоносова «Лезгинка». В нем есть несколько танцевальных элементов, которых вообще нельзя вставлять в произвольную программу. Может быть, вы помните, как скользит, склонив колено Наташа, и как взлетает над ней в характерной для лезгинки позе Карпоносов. Прыжки эти — простейшие — придают танцу особую динамику, остроту, рискованность, но они категорически запрещены спортивными правилами, и мы, естественно, никогда ничего подобного при существующих законах спорта не используем в наших программах для состязаний.

Так рассказывала о своем шедевре тренер этой пары Елена Анатольевна Чайковская.

Не менее артистичными проявляли себя в показательных выступлениях мужчины - одиночники. Особенно представители ленинградской школы фигурного катания. В спортивных программах Юрий Овчинников выделялся, в первую очередь, своими космическими прыжками и великолепной интерпретацией классической музыки. Достаточно вспомнить его программу под фрагменты "Токкаты и фуги ре минор" Баха. Он умел соответствовать этой гениальной музыке. Тем удивительнее было увидеть показательную "Мою Марусечку" в его исполнении. Он выходил в красной кепке с огромным козырьком в образе то ли незадачливого ухажера с окраины, то ли влюбленного воришки. Это было очень точно и смешно. К сожалению, зрителей он этим показательным номером не часто баловал. Его практически невозможно найти в Сети. Отличился Овчинников и на юбилее Ирины Родниной. В показательном номере "Калифорния" выкатился в шортах, черных очках и на скайтборде. Но это уже был не показательный номер в его "классическом виде, а чуть грустноватый ветеранский привет коллеге.

"Спящий ковбой Игоря Бобрина".
"Спящий ковбой Игоря Бобрина".

Совершенно потрясающими показательными номерами "отметился" в истории фигурного катания ученик Овчинникова Игорь Бобрин. Его "Гарсона" и "Ковбоя" с удовольствием пересматривают до сих пор. А были еще великолепные "Мушкетер", "Человек с тысячью лиц"... Особой любовью пользовалась и "Пародия на парное катание". Это номер был очень в тему, в то время, когда вышел. Именно тогда прославленный тренер Станислав Жук начал эксперименты с объединением в пары высоких партнеров и юных маленьких девочек. Иногда это выглядело не слишком гармонично. Вот эту дисгармонию и поймал Игорь Бобрин, запечатлев в своем уморительном номере.

Моисеева и Менинков танцуют под песню в исполнении Эдит Пиаф.
Моисеева и Менинков танцуют под песню в исполнении Эдит Пиаф.

Татьяна Тарасова в своих мемуарах писала, что подготовку к новому сезону часто начинала именно с постановки показательных номеров.

Я часто начинаю сезон работой над этой несоревновательной частью будущих выступлений, она для меня обычно как увертюра к новой произвольной программе. В показательных танцах я экспериментирую, ищу новые поддержки, фигуры, позы.

Она всегда ставила своим ученикам очень интересные показательные программы. "Чертово колесо", Войтюк - Жигалина, композиция на тему песни Эдит Пиаф, "Кармен" Моисеевой и Миненкова, "Цыганочка" Бестемьяновой и Букина. Хотя, у тех же Бестемьяновой и Букина, наверное, даже более артистичными были спортивные программы. Например их программа для первого выхода "в люди" под мелодии из чаплинских фильмов.

"Дон Кихот" Климовой и Пономаренко.
"Дон Кихот" Климовой и Пономаренко.

Совершенно потрясающий показательный номер танцевали Климова - Пономаренко, удивительная пара обладающая особой музыкальностью, чистотой линий и великолепной хореографической подготовкой. Это был самый длинный показательный номер. Он длился 8(!) минут. но смотрелся на одном дыхании. Они вместе с тренером Натальей Дубовой поставили спектакль в спектакле. Фигуристы перевоплощались в артистов балета и "проживали" на льду целый день, который начинался с балетного класса у станка. Ребята филигранно точно и синхронно имитировали балетные упражнения. Потом сбрасывались тренировочные накидки, и начинался спектакль - "Дон Кихот" Минкуса. Все заканчивалось театральными поклонами. Это было великолепно. Но можно себе представить сколько дополнительного времени требовалось на подготовку.

Сейчас все немного по-другому. По мере того, как усложняются спортивные программы, упрощаются показательные номера. Теперь это скорее не "произведения искусства", а номера эстрадного ревю, шоу. Это другое. Но смотреть не менее интересно, особенно в текущем сезоне.