Найти в Дзене
Принц Света

Классификация 12 аспектов

Оглавление

Приветствую, в этот невероятный вечер с вами. И в этой статье я собираюсь описать некоторую систему классификации аспектов, которая некоторое время назад зародилась в моём сознании. Я долгое время оттягивал написание этой статьи, в основном в силу отсутствия достаточного количества времени или умственных сил, я наконец готов представить свою идею вам.

Итак, о чем же в этой статье вообще пойдёт речь? Как я решил классифицировать аспекты? Все просто: в процессе анализа и расширения спектра своих познаний в области класспектной теории, все чаще стал замечать, что определённые аспекты больше других демонстрируют значительные схожести, выделяющие их из остального списка. 12 аспектов имеют как множество различий, так и ряд общих черт между собой. Но я все же постарался разобраться в этих схожестях и разделить на их основании всю совокупность аспектов на 4 группы.

В каждую группу, в свою очередь, компактно и поровну (как завещала Кона) уместилось по 3 аспекта. Полезность этой системы можно, конечно, оспорить, однако, лично в моей голове такое дополнение к уже существующей теории упрощает процесс восприятия роли самих аспектов, помогает уловить смысл, который заложен в каждый из них, с чем у многих обывателей и даже старожилов фендома могут возникать проблемы. Я сам не очень одобряю избыточную систематизацию в большинстве случаев, а класспектная теория так и вовсе манит любопытного читателя своей смысловой хаотичностью, многообразием, и почти безграничным простором для анализа. Такая неоднозначность вполне под стать идее, пытающейся объять необъятное и объяснить необъяснимое - суть человеческой личности.

Организация аспектов по группам происходит в большей мере на основании излюбленных мною мотивов преобладающих у носителей тех или иных цветов пижам, идейности, которая закладывается в тот или иной аспект, но также учитывая часто встречающиеся совпадения в чертах характера, страхах, восприятии окружающего мира и т.д. При классификации принимается конечно лишь ряд наиболее выделяющихся признаков, вся полнота образов каждого из аспектов не может быть учтена, хотя бы потому, что все аспекты в абсолютной степени не одинаковы.

Перейдем к знакомству с четырьмя группами:

"Исполнительные" аспекты

Элементы группы: Время, Рок, Разум

"Возвышенные" аспекты:

Элементы группы: Свет, Пространство, Сердце

«Иррациональные» аспекты:

Элементы группы: Надежда, Дыхание, Пустота

"Бытовые" (Приземленные) аспекты:

Элементы группы: Жизнь, Кровь, Ярость

Первая отличительная черта, которая бросается в глаза сразу же при прочтении, это то, что в системе отсутствуют полярности. Другим языком, группы, которые в ином случае считались бы взаимоисключающими друг друга, не образуют пары. Каждая группа является самостоятельной, охватывает свой отдельный смысловой спектр и не вступает в непосредственную конфронтацию с другими группами. Казалось бы, можно сказать, что Иррациональная группа является антиподом Исполнительной, а Возвышенная противоречит Бытовой, по крайней мере такой вывод напрашивается исходя из говорящих названий, но в процессе станет очевидно, что это не совсем так. Попытку установить такое соответствие усложняет ещё и тот фактор, что деление на группы производилось без учёта парности самих аспектов. Так, к примеру, парная Свету Пустота принадлежит к одной группе, в то время как парное Пространству (которое, как и Свет в моем понимании относится к Возвышенным аспектам) Время - к другой.

Первая четверть

"Исполнительная" группа

Игроки аспектов Исполнительной группы, как не сложно догадаться по названию, несут на своих плечах неподъемную ношу - сохранение покоя и порядка в мироздании. Не важно, оберегая ли целостность таймлайна, не допуская смертей сокомандников или следя за тем, чтобы сама реальность не раскололась на части, они выполняют свою роль защитников и хранителей, и почти во всех случаях такую функцию предусматривает сам титул. Таким игрокам свойственна запредельная концентрация при достижении важнейших задач, скрупулезность в деле, некоторого рода параноидность и недоверие к незнакомому. Они предпочитают действовать в одиночку, не столько ввиду отстраненности от окружающих (наоборот, несмотря на внешний холод или странности, они дорожат теми, с кем по-настоящему близки), сколько из нежелания перекладывать тяжесть своего бремени на окружающих. Исполнителям знакомы потери и их цена, они предпочитают не концентрироваться на себе и своем внутреннем мире, ведь внутри них скрывается жгучая тоска и сожаление за совершенные ошибки. Провал они встречают большими переживаниями, не будучи готовыми столкнуться со своим главным страхом: подвести окружающих. Часто берут на себя вину даже за те события, к которым не причастны, способны выдерживать психологическое давление и утаивать обиды, но если срываются, то жалят с огромной силой, за что потом сожалеют. Им чуждо высокомерие и излишняя эмоциональность, в прямую конфронтацию вступают только в случаях, если фиксируют несправедливое, враждебное, вредоносное поведение, особенно в сторону окружающих. Тем не менее игроки аспектов этой группы способны дать хороший отпор и постоять за себя и сокомандников, если это требуется. Исполнителям тяжело сближаться с людьми сразу, им нужно время чтобы понять и довериться человеку. Такие игроки крайне редко становятся лидерами, да и в целом не претендуют на главные позиции. Они наиболее эффективны среди сокомадников, на передовой сражения, но никак не в его главе, становясь щитом для ближних и используя свои разносторонние навыки для того, чтобы сокрушать врагов. Их роль буквально обязывает их уметь стратегически мыслить, и если не предсказывать, то уметь просчитывать каждый шаг наперёд, не важно, свой или окружающих. Испытания, с которыми Исполнители сталкиваются, требуют от них твёрдости, умения принимать решения и быть готовым ко всему. Однако, это получается у них отнюдь не всегда, ведь, с осознанием последствий ошибок, в их сознание вкрадываются страх действия и неуверенность в своих силах. Игроки этой группы редко могут похвастаться обширным кругом общения, и потому в основном формируют вокруг себя малые группы из людей, которым могут по-настоящему доверять. Своих ближних они действительно очень ценят, и потому делают многое ради того, чтобы сохранять с ними хорошие отношения. Нельзя сказать, что Исполнители не уязвимы, у них есть свои слабости, но, в отличие от многих, такие игроки способны временно откладывать свои чувства и интересы на второй план, фокусируясь на том, что важно здесь и сейчас. В своих лучших проявлениях игроки Исполнительной группы стойкие, надёжные и сосредоточенные на цели, верные товарищи, от которых едва ли можно ожидать предательства. В худшие дни они бывают беспокойными, параноидными, холодными, изнемогая от постоянного напряжения и трудностей, с которыми им приходится иметь дело.

Вторая четверть

"Возвышенная" группа

Носители аспектов возвышенной группы обладают наибольшей склонностью к исследованию и созиданию. На первый взгляд они довольно педантичны, но обладают богатым внутренним миром. В отличие от тех же иррационалов, им гораздо проще ставить перед собой реальные цели и прилагать усилия, чтобы добиваться их, а мыслить они любят по-крупному. "И жить торопится, и чувствовать спешит" - "Возвышенным" всегда чего-то не достает. Им необходимо постоянно обретать новый жизненный опыт. Их разум полон идей, твёрдых убеждений, игроки этой группы предпочитают иметь несколько моделей поведения для разных ситуаций. В своём поведении они руководствуются чётким набором стандартов, которые применяют на себя и других. Для игрока возвышенной группы конфликт с собой - обычное дело, потому такие люди крайне склонны к рефлексии. Ввиду того, что Возвышенные «знают себе цену», им не трудно прослыть само зацикленными, эгоцентристами, нарциссами или просто занудами, и кем бы то ни было ещё. Но когда ты в первую очередь преследуешь свои интересы, это же не признак эгоизма.

Помимо прочего игроков этой группы объединяет недюжинное трудолюбие. Они, конечно, не побегут первыми помогать кому попало, но ради идеи способны пойти на многое. В жизни им просто необходима цель, к которой они будут приближаться всеми силами: будь-то самореализация в любимом деле, налаживание тесных любовных отношений или обретение власти. Игрокам этой группы не чужды попытки взять ситуацию в свои руки, как из желания защитить окружающих так и из уверенности в том, что они единственные знают как правильно поступать. Возвышенных едва ли можно назвать командными игроками, со всеми делами они предпочитают справляться в одиночку. Несмотря на то, что такие люди обычно легко идут на контакт и без трудностей способны поддержать диалог, у них всегда есть скрытая сторона характера, заключающая в себе переживания и недовольство собой. Игроки этой группы крайне боятся демонстрировать свои слабости, порой не признаваясь в них даже самим себе. Возвышенные стремятся к уверенности в том, что они знают что делают и что все находится под их контролем. Они не могут стоять в стороне, когда кто-то идёт в разрез с их убеждениями, при всём этом очень любят интеллектуальные поединки. Игроки этой группы стремятся быть на передовой всех событий, но официальными лидерами становятся крайне редко. У них есть, так сказать, свои пути. Несмотря на то, что носители аспектов возвышенной группы кажутся самодостаточными, им тоже необходимо внимание. Возвышенным важно чувствовать свою релевантность в рамках происходящего, и их волнует не только одобрение со стороны окружающих, но и возможность доказать себе, что их убеждения чего-то стоят. В своих лучших проявлениях игроки возвышенной группы - это первые в своей стези, идейные лидеры, талантливые созидатели, имеющие брать ситуацию в свои руки. В своих худших проявлениях они высокомерны, уперты, излишне самоуверенны, безрассудны и навязчивы.

Третья четверть

"Иррациональные аспекты"

Иррационалы, так я буду называть игроков этой группы для удобства (и вовсе не затем, чтобы все это разглагольствование звучало более псевдонаучно), посвящают свою жизнь эмоциональному гедонизму, если так можно выразиться. Они живут ощущениями, в принятии решений опираются скорее на свои желания, нежели на логику. Их круг интересов постоянно расширяется и меняется, их взгляд постоянно бросается с одной вещи на другую, потому монотонная деятельность даётся им с большим трудом. Игроков этой группы тяжело назвать реалистами или закостенелыми консерваторами, большую часть времени они проводят в мыслях и мечтах, ведь недосягаемые идеи привлекают их гораздо сильнее, чем окружающая действительность. Иррационалы не способны брать на себя большую ответственность: для них она будет казаться слишком тяжелым бременем, либо они просто окажутся некомпетентны при выполнении тех задач, к решению которых их обязали. По настоящему концентрироваться рассеянный Иррационал может только на тех вещах, которые ему действительно интересны, причём эти самые "вещи" должны оставаться яркими и привлекательными на протяжении всего процесса, иначе такой игрок просто отбросит их в сторону и примется за что-то другое. Это в большей степени относится к игрокам Пустоты и Надежды (чтобы заинтересовать Надеждника много усилий прилагать не нужно, а вот чтобы задержать его внимание на чём-то придется сильно постараться), в меньшей мере к игрокам Дыхания, так как последние чуть более приспособлены к тому, чтобы концентрироваться на деле даже после того, как это перестает вызывать у них яркий интерес, хотя и делают это скорее из упертости и нежелания просто так сдаваться.

Они буквально излучают жизненную энергию, при этом сами не будучи в состоянии её обуздать. Такие люди могут как невероятно вдохновлять, восхищать и привлекать окружающих одной лишь своей сущностью, так и вызывать раздражение и постоянно разочаровывать близких. Хотя им тяжело даётся длительная концентрация, Иррационалы способны применить свой уникальный подход к деятельности, внося что-то новое в, казалось бы, привычные вещи.

Иррационалы точно так же непостоянны и в отношениях с людьми: их круг общения может быть очень широким, хотя наладить с ними по-настоящему близкую связь непросто. И дело не в замкнутости или недоверии к людям, а в банальной ненадежности. Как уже стало понятно, игроки аспектов иррациональной группы ветрены, и эта их черта проявляется и в рамках межличностных взаимодействий. В Иррационалах тяжело найти настоящую опору, им лучше всего подходят люди, подобные им самим, способные угнаться за их безудержным нравом. Ведь если вы попытаетесь ограничить свободу такого игрока рамками, вы не всегда столкнетесь с прямым сопротивлением — скорее получите вольную птицу, увядающую в клетке. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что игроки Иррациональной группы — безответственные прохиндеи, с которыми связываться себе дороже. Но это не так, просто процесс принятия действительности такой, какой она является, для них крайне трудозатратен, не в последнюю очередь потому, что многие вещи они просто не хотят или не готовы признавать, предпочитая счастливо существовать в своих внутренних мирах, игнорируя раздражители.

Таким людям необходимо найти устойчивые представления, за которые они будут бороться, идеи, ради воплощения которых они смогут отдавать свою энергию, и все это никак не может произойти без наставления со стороны окружающих. В поведении игроков иррациональной группы часто проявляется некоторый эгоизм, они зациклены на себе, своих ощущениях, проблемах и потребностях, и это очевидно для всех, кроме их самих. При всем этом, в своих поступках такие люди прямолинейны, и имеют свойство открыто выражать свою позицию, особенно если что-либо вызывает у них сильное возмущение или, наоборот, возбуждение. Поведение таких игроков в целом может разниться от аспекта к аспекту: игрокам Дыхания, например, свойственно соблюдать нормы приличия и поддерживать мягкий и приятный для обеих сторон тон диалога, в то время как игроки Пустоты обычно имеют собственные представления о норме и о том, как следует себя вести, и они далеко не всегда совпадают с общепринятыми. В своих лучших проявлениях игроки Иррациональной группы — это неординарные, вдохновляющие, неудержимые и способные отдать часть себя в любимой деятельности люди. В своих худших проявлениях они безответственны, неконтролируемы, эгоистичны, отстранены от реальности.

Последняя четверть
"Бытовые" аспекты

Уже исходя из названия не сложно понять, что игроки этой группы психологически находятся ближе к "земле-матушке, народу и всему житейскому", чем к этой вашей философской чепухе, которую так любят Возвышенные аспекты. Какое им дело до недостижимых идеалов, если Жизнь происходит здесь и сейчас.

И да, даже к Ярости это применимо. В том же каноне присутствует некоторое количество отсылок к тому, как Ярость связана по меньшей мере с устройством общества, а по большей - с самой концепцией материального существования. Но в случае аспекта Ярости речь может идти скорее о чем-то физическом, непосредственном, касаясь концепции смерти это можно назвать конечным уничтожением мотивации, воли и т.д. Ведь тот же Гамзии (Бард Ярости) в состоянии гнева пытался не поработить, а просто напросто истребить своих сокомандников как негодных, а Курлоз (Принц Ярости) и вовсе стремился к абсолютной аннигиляции всего сущего. Что уж тут говорить, мы имеем дело с разрушительными классами. Связь обоих Макар с Лордом Инглишем тоже качественно вписывается в общую картину, ведь Инглиш, в моём понимании - есть константа абсолютного разрушения.

Но всё же Яростники, как и все игроки Бытовых аспектов - закостенелые прагматики, всеми силами стремящиеся использовать доступные ресурсы во имя своих целей. Где под ресурсами мы чаще всего подразумеваем именно окружающих их людей. Игроки этой группы умеют жить настоящим, в то же время невероятно хороши в планировании. Несмотря на всю "приземленность", сказать, что у носителей этих аспектов нет амбиций - значит солгать. Одним из важнейших мотиваторов для игроков этих аспектов является стремление заполучить лидерство, влияние или власть, вовлечь себя в деятельность, подразумевающую организационную структуру и взаимодействие с людьми. В случае с Яростью ситуация может быть прямо противоположной, так как Яростники обычно стремятся уничтожить системность (хотя на примере того же ГХБ мы отлично понимаем, что Ярость и Власть - вещи далеко не несовместимые), но в конечном счёте все обращается вокруг одних и тех же понятий. И действительно, игроки Бытовых аспектов невероятно трудолюбивы и целеустремлённы, исполнительны, в то же время харизматичны и хорошо справляются с ситуациями, в которых требуется проявить мультизадачность. Такие люди в первую очередь и становятся лидерами, потом и Кровью добиваясь высокого положения. Для них важно чувствовать свою значимость в глазах окружающих, важно получать поощрение, важно признание и ощущение собственной силы, ведь от этого зависит их самооценка. В то же время такие люди крайне зависимы от социума, в конце концов в основе их деятельности чаще всего лежит тесное соприкосновение с людьми.

Они больше всего боятся того, что все пойдёт не так, как они хотят. Что о них подумают не так, как им хочется, что они не достигнут того, к чему стремятся. Для игроков бытовой группы посвящать всю свою сущность одной цели - нормальная практика. Неважно, стать лидером крупной корпорации, вступить в элитный военный отряд или служить силам разрушения - они отдают себя полностью, потому что деятельность для них — это поиск себя. Без цели они чувствуют себя потерянными и бесполезными. В отношениях такие люди обычно отдаются на полную, но, учитывая, что их ярко выраженная зона комфорта часто даёт о себе знать, с налаживанием крепких связей с первого раза могут возникнуть некоторые проблемы. Приземлённым свойственно проявлять любовь в несколько косвенном виде, что часто превращает отношения в своего рода испытание. Их гордость порой не даёт им высказать всю глубину чувств, которые они испытывают по отношению к близким, потому они предпочитают заменять слова поступками, мол "смотри, что я для тебя делаю". Но какими бы крепкими и волевыми людьми игроки этих аспектов не пытались казаться, их чувства крайне легко задеть. Они не выносят унижений собственного достоинства, а зачастую и любой критики вовсе. В своих лучших проявлениях игроки аспектов Бытовой группы обладают недюжинным трудолюбием, напористостью, умением вести за собой людей благодаря собственной харизме. В своих худших проявлениях они горделивы, раздражительны, высокомерны и предвзяты.

Конечно, стоит учитывать, что все вышеописанное в какой-то мере опосредованно. Огромное влияние на образ характера оказывает класс, не меньшее — степень раскрытия игрока и т.д. Изложенную информацию стоит воспринимать не как константы, а в качестве переменных, ключевых элементов уравнения, от «значения» которых зависит результат.

На этом пока всё. Как обычно, жду комментариев, вопросов и предложений. Если вам понравилась статья, прошу оценить лайком.

До новых встреч!