Найти в Дзене
записки зубного детектива

Комиксы — вовсе не американское изобретение

Принято считать, что комиксы появились в Америке, там превратились в отдельный вид жанра и существуют до сих пор. Они стали уже как бы визитной карточкой американского образа жизни.

Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner». Дальше все пошло задом наперед. Сначала был объявлен «золотой век» комиксов (начало ХХ века), потом «серебряный» (1956 — 1972 годы), а потом уже «бронзовый» (1973 — 1985 годы). Сейчас идет «современный» век.

На самом деле, конечно, это все очередное умелое присвоение чужих заслуг.

Истории, где на картинки накладывался какой-то текст или вообще не было никакого текста, а были только картинки, появились очень-очень давно. Ну, как давно, наверное, первые наскальные рисунки можно уже отнести к прообразу комиксов.

Что касается России, то еще в XVI веке у нас продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Эти картинки печатались на особых досках, которые назывались луб (отсюда слово палуба, к примеру).

Причем на лубу рисовали чертежи, рисунки и разные планы еще с XV века. Позднее такие изображения получили название лубок или лубочная картинка.

Это и было прообразом комиксов. На таких картинках рисовались сценки из жизни, тексты из Евангелия, изображения из жизни святых, писались какие-нибудь потешные высказывания (типа современных анекдотов), а иногда и очень серьезные философские тексты.

Поначалу церковь с этим явлением боролась. Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писаться на доске, а печатные изображения предназначались для «пригожества».

Специальный указ запрещал продажу «на Спасском мосту и в других местах Москвы сочиненныя разных чинов людьми … эстампы (листы), печатанные своевольно, кроме типографии». Но со временем, как это часто бывает на Руси, все начхали на этот указ и стали рисовать картинки «своевольно», на ходу придумывая сюжеты, высказывания и истории.

Дело дошло до миллионных тиражей, дававших издателям миллионные прибыли. В конце XIX века Сытин выпускал ежегодно около 2 млн экземпляров календарей, около 1,5 млн картинок на библейские сюжеты и 900 тыс. картинок светского содержания, Морозов изготовлял ежегодно до 1, 4 млн картинок, литография Голышева — около 300 тыс. «Простовиков», то есть самых дешевых картинок, стоимостью в 1/2 копейки штука, печаталось и раскрашивалось в Московском уезде около 4 млн ежегодно. Высшая цена лубочных картинок составляла 25 копеек.

Первоначально картинки раскрашивали вручную. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин. Ну, а после того, как появилась дешевая бумага, исчезли и сами лубочные картинки.

Все новое — хорошо забытое старое!