У нее было много имен. По рождению — Эльмесхан Хагундокова, потом Гали Баженова и, наконец, Ирен де Люар.
Эльмесхан происходила из очень уважаемой и известной фамилии Хагундоковых, которые называли себя кабардинцами. Константин Хагундоков был женат на русской дворянке Елизавете Бредовой, в браке с которой у него родилось восемь детей. Девочке дали яркое адыгское имя, но дома ее называли Галиной или Гали. Сама же она любила зваться Лейлой. Отец Эльмесхан — генерал Константин Николаевич Хагундоков был командиром второй бригады Дикой дивизии русской Императорской армии и обладателем множества наград за проявленную храбрость и героизм, в том числе он был награжден Георгиевским крестом и георгиевским оружием.
Родилась Эльмесхан в 1898 году в Петербурге, где и окончила Смольный институт благородных девиц. Первым мужем Гали был Николай Баженов, происходивший из старинного русского дворянского рода. Когда-то он окончил Пажеский корпус и имел большой чин. В Первую мировую войну Николай был тяжело ранен в голову и попал в госпиталь, где Гали работала сестрой милосердия, как большинство женщин высшего света. Между молодыми людьми возникла настоящая любовь, и они обвенчались в Петербурге. Вскоре после революции у них родился сын Николай. Семья была вынуждена бежать от революции в Китай. Там муж Гали Николай Баженов тяжело заболел, сказывались последствия ранения в голову. И там же он скончался. В 1922 году Гали с сыном перебралась во Францию, которая приютила многих наших эмигрантов, в том числе большую семью ее отца. В 1923 году «русская красавица» Баженова, как называли ее парижские журналы мод, становится любимицей светского общества.
Подписывайтесь на наш канал! По новым правилам Яндекс Дзен только подписчики могут увидеть в своей ленте новые публикации.
Коко Шанель по совету князя Кутузова приглашает Гали на работу, и ее лицо начинает мелькать на страницах самых популярных изданий — «Фемина» и «Вог». Изысканная красавица стала «светской манекенщицей» Дома «Шанель». Это была одна из категорий моделей того времени: манекенщицы, отличавшиеся редкой внешностью или громким титулом, получали платья для выходов на светские рауты.
Позже Эльмисхан Хагундокова открыла свой собственный Дом моды «Эльмис», который специализировался на пошиве изысканных вечерних платьев с вышивкой. В годы экономического кризиса Модный дом «Эльмис», как и большинство русских домов моды, не выдержал конкуренции и закрылся. В 1934 году Гали сочеталась вторым браком с графом Станиславом де Люаром, приняла католичество и поменяла имя на Ирэн. Муж Гали состоял на государственной службе, он был сенатором, сыном маркиза. Как доказательство своей любви до самой своей смерти в 1980 году, муж поощрял ее жажду предпринимательства, жажду действовать и отдавать. Наслаждалась беззаботной жизнью графини Гали недолго. Началась Вторая мировая война. Во время войны графиня Ирэн де Люар организовала передвижные операционные на базе грузовиков, что позволило им работать буквально на линии фронта. Таких грузовиков было двадцать. Идея оказалась более чем удачной. Ее передвижные госпитали прозвали «летучими», а сама она прославилась на всю Францию.
Любопытный момент: говорят, графиня де Люар не разрешала медсестрам носить брюки. Чтобы они даже на войне не забывали, что они женщины. Потом она организовала передвижной хирургический госпиталь в Северной Африке, где вылечила от тифа и холеры тысячи больных, и переместилась со своим медицинским персоналом в Италию в разгар войны, где спасла сотни человеческих жизней во время исторической битвы у Монте-Кассино. Она принимала участие в освобождении Италии и получила орден Почетного легиона из рук президента Франции генерала де Голля. Выбор места дислокации госпиталей был не случайным — именно в этом регионе в составе Вооруженных сил США в корпусе генерала Кларка служил ее сын Николай, к тому времени имевший заокеанское гражданство. Весь боевой путь отважной Ирен де Люар от Северной Африки до Италии совпадал с передвижениями ее горячо любимого сына, который, выжив в адском пекле войны, безвременно скончался в 1954 году от опухоли мозга. Весь мир стал оказывать ей финансовую помощь. Все полученные пожертвования она употребляла только на расширение своей деятельности, и получилось так, что к концу войны Гали спасла жизни нескольких десятков тысяч человек.
Она всегда была там, где опасность. Всегда впереди. После каждой хирургической операции, проведенной ею лично, она стояла у кровати пациента до его пробуждения, чтобы подбодрить его, как мать. Графиня де Люар ухитрилась опередить наступающие войска союзников и первой перешла со своим госпиталем мост через франко-немецкую границу. Популярность ее возросла еще больше. Иностранный легион просил ее патроната. Она была любимицей маршала Франции Альфонса Жюэна, который, впервые увидев даму на передовой, сказал ей:
— Уходите, вам здесь нечего делать.
— Но вам какое дело? — ответила Гали. — Я не солдат, и у вас нет права мной командовать.
— Это мой участок! Я здесь командир!
— Солдатам — да! А мне — нет!
И она осталась. Потом они сдружились, а когда ей присвоили орден Командора, маршал сам приехал вручать его.
14 июля 1945 года в Париже состоялся парад в честь победы над фашистской Германией. Среди тех, кто принимал воинские почести и восторженные приветствия народа, была и Ирен, стоя проехавшая в своем белом санитарном джипе по Елисейским Полям. Ее военный китель украшали высокие награды Французской Республики. Ирен де Люар — командор ордена Почетного легиона, кавалер национального ордена «За боевые заслуги», Военного Креста, медали «За отвагу», Креста войны 1939–1945, Креста великого мужества, Алой медали Парижа, медали за Тунисскую и Итальянскую кампании. Она награждена также многими орденами и медалями других стран, в том числе и «Золотым Крестом» польской армии. А также Ирэн де Люар получила множество званий: заслуженный легионер 1-го класса, бригадный генерал, великий офицер национального ордена Французской Республики «За заслуги».
После войны она продолжила свою спасительную миссию — строила и восстанавливала госпитали в Северной Африке, боролась с эпидемиями тифа и холеры, организовала реабилитационный комплекс в Алжире, где зрела своя война. Там она устроила «Центры Люар». Это были места для отдыха, и предназначались они для воевавшей молодежи, которая могла там на некоторое время забыть об ужасах войны.Когда в середине 1950-х годов единственный сын графини де Люар умер, она полностью посвятила себя благотворительности. На свои средства соорудила межармейский центр отдыха, предназначенный для солдат, у которых не было семей и средств к существованию. «Крестная» — любовно продолжали называть Ирэн легионеры ее родного Первого иностранного кавалерийского полка, а она продолжала о них заботиться. Она умерла в 1985 году в возрасте 87 лет. Накануне ей поставили диагноз — лейкоз и предсказали дату смерти. И в этой ситуации она повела себя достойно: надела красивое платье, жемчужное ожерелье, сделала красивую прическу и стала ждать. Похороны Гали были по разряду маршала Франции. Ее гроб на пушечном лафете в сопровождении полка Иностранного легиона был доставлен до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, где покоится ее сын. Гали похоронили рядом с ним. Парижские журналы писали так: «С ней прощался весь Париж. С ней прощалась Франция. С ней прощались многочисленные русские эмигранты, давно ставшие французами или родившиеся французами». С ней прощался Первый полк кавалерии Иностранного легиона в полном составе.
Ирен, слезы на глазах,
Мы пришли сказать тебе: «Прощай...»
«Мы пришли отдать последнюю дань уважения графине де Люар. С ней исчезнет великая женщина с неисчерпаемым великодушием, фигура легендарная в своем милосердии и помощи раненым».