Тут камрад Antelus своей статьей о RDR2 мне напомнил, что я тоже в свое время писал обзор на этот шедевр видеоигровой индустрии. Вот и я решил скоренько выложить свои мысли, так сказать... :)
В общем, поехали.
Я проходил RDR2 запоем 3.5 недели и могу с уверенностью сказать, что, в игровом плане, это были самые лучшие 3.5 недели на тот момент (когда там Скайрим вышел? в 11м году? Вот примерно так же было и с RDR2).
Далее будут спойлеры, так что - не говорите потом, что я не предупреждал ;)
До выхода игры я принципиально старался не читать каких-либо статей или превью, даже когда до выхода оставалось всего-ничего времени и официальные эмбарго на рецензии уже спали, я все равно сознательно избегал всего, что может мне проспойлерить сюжет (хотя проспойлерить там, по факту можно было только один момент) или преподнести информацию в каком-то... хоть каком свете. Мне хотелось погрузиться в игру без оглядки на чье-либо мнение, а так же хотелось чтобы не возникло эффекта завышенных ожиданий... который сыграл со мной злую шутку с Horizon: Zero Dawn.
Итак, что наворотили Рокстары в этот раз? Да, это все тот же GTA на диком западе... и да, это одновременно совсем не GTA. Причем практически во всех аспектах, начиная с серьезности, я бы даже сказал "взрослости", сюжета и заканчивая общим темпом повествования и геймплея. А так же тем, что игра дает какую-то умопомрачительную свободу действий, никак не ограничивая игрока, но и не ведя его за ручку и вообще, до поры, не объясняющая что тут можно делать. Простой пример - ограбления. По сюжету у нас случится несколько ограблений, там все будет показано и объяснено, что и как надо делать, но самое забавное, что все это можно начать делать и до того, просто додумываться придется самому :)) RDR2 - это вообще песочница в самом истинном своем смысле, игра которая дает возможности и инструменты для взаимодействия с миром, но то, как и когда игроки смогут ими воспользоваться почти полностью отдает на откуп игрокам. Почти, потому, что рано или поздно она все равно тыкает игрока лицом во что-то, чтобы уж даже самый недогадливый понял, что и вот так тут тоже можно.
Собственно, вот все эти не слишком значимые элементы игры - охота, рыбалка, исследование, выполнение второстепенных квестов, поиск секретов, ограбления, помощь рандомным встречным npc - это все очень и очень похоже на какой-нибудь TES, а не на GTA-like игры. Даже в первым RDR было куда меньше контента и свободы. А вот что роднит вторую часть с первой - это общий, очень неспешный и размеренный темп повествования. А в разы возросшие размеры мира + очень, скажем так, завуалированный фаст-тревел только способствует тому, чтобы в игру играть медленно, размеренно и не пытаться гнать куда-то вперед сломя голову. К слову, о размерах, помните карту из первой части? Во второй размер карты в 4 раза больше (и да, в нее включена половина карты первой части). Если сравнивать с GTA5, то... ну это так же раза в 4 больше, причем тут встречается очень и очень разношерстный ландшафт, который зачастую затрудняет передвижение. Короче, это тебе не GTA 5, где взял моцик и за 15 минут объехал по кругу всю карту - тут часа 2 на это уйдет %)
Банда. В сети довольно часто упоминается, что дескать RDR2 - это симулятор табора. Ну, как бы, да, что-то в этом есть. Твоя банда - это твоя семья. Каждый участник, чем бы он не занимался, вкладывает часть выручки в казну, оттуда потом покупаются улучшения и т.п. С участниками банды вы можете пить, играть в карты, разговаривать, ходить на задания и т.п. Когда приходит время банда перемещается в новое место (по сюжету конечно). Обычно это перемещение провоцируется действиями главы - Датча ван дер Линде....
Теперь самое интересное - сюжет и второстепенные квесты. Тут, как и в предыдущей части, есть несколько типов квестов - т.н. stranger quests - многоэтапные большие квесты с собственными персонажами, сюжетом и т.п. По проработанности бОльшая часть из них выполнена не хуже основных квестов. Следующий тип - поимка преступников. Тут все проще - есть чуть более проработанные, которые имеют внутри себя маленький сюжет, а есть обычные, как в прошлой части, заказы с постеров "Wanted! Dead or Alive". Есть небольшие сценки с случайно встречающимися npc, некоторые могут закончится чем-то хорошим, некоторые вообще оставляют тебя в недоумении, дескать - "и что это только что было?". Некоторые могут закончится чем-то неожиданным (если встретите человека с покалеченной рукой, который при вас свалился с лошади, отвезите его в ближайшую больницу - офигеете). Еще есть задания от спутников, они в основном не слишком сложные, зачастую довольно веселые, либо просто призваны разбавить общую гнетущую атмосферу... ну и узнать спутников лучше.
Ну и напоследок остается главный сюжет... это, блин, не сюжет. Это сюжетище! Некоторые его повороты легко затыкают за пояс многие голливудские фильмы, как по уровню накала страстей, так и драматургией (это я говорил до выхода The Last of Us 2, сюжет которого, в эмоциональном плане, меня вообще разорвал, что в общем-то лишних раз доказывает мои слова насчет уровня драматургии в играх). И, да, в отличие от GTA, тут все жестко, серьезно, драматично и, в конце концов, достаточно грустно. Вот, что-что, но о сюжете я не буду особо рассказывать, ограничусь только некоторыми деталями - он длинный, очень длинный. Он раскрывает подробности распада банды Датча, о которой мы столько слышали во времена первой части. И да, он, как заправские jRPG, играет на чувствах, привязанности, показывает развитие характеров персонажей и их изменение под тяжестью обстоятельств и грузом последствий прошлых поступков. Главный герой - Артур Морган - правая рука главаря банды - вообще один из самых ярких персонажей последних лет, которому Джон Марстон (протагонист RDR1) и в подметки не годится (а еще Марстон тупой - он и в первой части выглядел туповатым, но во второй - это что-то с чем-то...).
Теперь, когда со спойлерами покончено, просто быстро пробегусь по некоторым особенностям:
- - рыбу можно ловить не только удочкой, но и динамитом.... а еще ее можно топтать ногами лошади... и я бы никогда не догадался, что так возможно, не увидев, как это делает супруга )))
- - волосы на лице протагониста постепенно растут :) Если не будете бриться, игру закончите натуральным маунтин-меном ))
- - в игре больше двух сотен видов животных, о каждом можно почитать небольшую справку.
- - разные породы лошадей имеют разные особенности характера, сродни их реальным прототипам. Т.е., в критической ситуации тяжеловозная или обычная рабочая лошадь может немного напрячься, но не потерять самообладания, тогда как какой-нибудь ахалтекинец забудет о вашем присутствии на его спине и бросится спасать свою жизнь (и хорошо если не убьется по дороге сам).
- - в отличие от первой части, ловить диких лошадей можно вообще без использования лассо, при этом, чем более напористо вы их ловите, тем более сложная заездка вам предстоит впоследствии.
- - чем больше вы ездите на одной лошади, тем больше растет уровень ее доверия к вам и прокачиваются ее способности. Тренированная лошадь, как и в жизни, умеет резко останавливаться, разворачиваться на 180 градусов с остановки, ходить сайд-пассом, делать принимания и т.п. )
- - в любой момент времени с лошади можно снять седло и ездить просто так )
- - на фермах можно убирать навоз, доить коров и т.п.
- - игрок может и ложен есть, от еды зависит его вес, а от него зависят уровни здоровья и выносливости.
- - все оружие имеет разные характеристики и убойную силу, но выстрел в голову - это всегда выстрел в голову, не важно из чего. Но выстрел в голову из дробовика - это не одно и тоже, что выстрел в голову из револьвера.
- - одежда со временем пачкается, под дождем или в воде очищается. Лошадь тоже )
- - в сценарии RDR2 порядка полумиллиона слов, это чуть-чуть меньше, чем Война и Мир, и больше, чем вся трилогия Властелин Колец.
- - в саундтреке используется порядка 160 композиций, каждая из которых была специально написана для игры.
- - над игрой работало порядка трех тысяч человек
И упомяну один нюанс, за который сабж ругают в Сети - за отсутствие фаст-тревела, что, учитывая размеры мира, как-бы "тратит" время игрока. Скажем так, это с одной стороны так - мир большой, повествование очень неспешное, и на перемещение между локациями уходит достаточно времени, но, с другой, фаст-тревела тут аж три вида и только слепой их не нашел, а если игроки жалуются, значит не захотели разобраться в механиках.
Еще момент. В игре есть половина карты первого RDR2, но бОльшую часть игры туда попасть нельзя (точнее можно, но это чревато быстрой смертью от рук законников). Но даже когда ты туда попадаешь официально, делать там особо будет нечего, т.к. квестов нормальных там нет (точнее есть только сюжетные, оставленные на эпилог). Зачем добавляли такой огромный регион - было не совсем понятно по началу... сейчас понятно - это была территория в первую очередь для Red Dead Online.
В общем, как-то вот так оно все. Красиво, масштабно, очень серьезно.... по взрослому. Заставляет задуматься. Это одна из тех немногих игр, которые со всей ответственностью можно назвать искусством. Игр, которые по настоящему что-то привносят нового, так сказать веха на которую будут равняться последователи. Этим своим проектом Рокстар просто показали, что игры можно делать и вот так тоже - абсолютно уникальная, ручная работа. И да, разработчики вполне осознают, что проект может не снискать такой же популярности как GTA5, но они все равно его реализовали... просто, просто потому что всем на зло видимо... или в назидание.
#red dead redemption 2 #rdr2 #вестерн #игры как искусство