Гости Горного Алтая наверняка не раз видели множество ленточек, повязанных на деревьях.
Что это? Для чего и кем это делается?
Обряд повязывания лент (кыйру) совершают коренные жители - алтайцы.
Делают они это для того, чтобы выразить почтение духам той или иной местности. К таким местам относятся: целебные источники (аржаны), верхние точки перевалов, места, известные своими чудесными свойствами.
Для того, чтобы совершить обряд привязывания ленточек-дьялама (Jалама), необходимо соблюсти ряд условий:
- Для обряда берется новая натуральная однотонная ткань (бязь) белого (реже голубого, зеленого или желтого) цвета. Рвется на ленты определенной длины и ширины. Повязывается несколькими способами, которые, тем не менее, строго регламентированы. Длина концов после повязывания тоже имеет значение.
- Обряд проводится исключительно на растущую луну и в первой половине дня.
- В зависимости от местности, повязывать могут и мужчины, и женщины.
- В семье совершающего обряд не должно быть умерших в течение последнего года.
- Нельзя повязывать на деревья, имеющие иголки. Исключение составляет кедр в некоторых районах как священное дерево.
У представителей разных народностей алтайцев обряды могут чуть отличаться. Поэтому никто точно не скажет, как на самом деле будет правильно.
Иногда на дорогах дальнего Алтая можно наблюдать кучу камней, в которую воткнута палка или небольшое срубленное деревце. Именно на них вяжутся в этом случае ленточки. Так делается в Кош-Агачском районе, где деревьев почти нет. Поэтому используется их имитация.
В местах проведения обрядов вместо деревьев ленты вешают на веревку, натянутую между двумя столбами.
Никакой алтаец не будет повязывать ленточки, чтобы "было счастье" или исполнилось желание. Это придумали безграмотные "гиды". Они же придумали, что нужно оставить что-то свое на дереве, чтобы вновь вернуться на Алтай.
И идут в ход носки, трусы, прокладки, презервативы, бахилы, заколки и резинки для волос, носовые платки, пакеты, веревки, туалетная бумага и - лидер - влажные салфетки.
Представляете, повязать на дерево какое-то дерьмо и ждать, что за это прилетит Щщастье? Не, так-то конечно прилетит. Только совсем обратное.
Некоторые "гиды" иногда "готовятся": везут с собой обыкновенную синтетическую тесьму, тут же режут ее ножницами и раздают своим туристам. А иногда такие "материалы" продают на бойких местах сами продавцы. Что меня лично очень удивляет. С одной стороны, они же ругают туристов за развешивание хлама, с другой - за деньги поступаются своими принципами.
А недавно придумали еще один "обряд": оставь на дереве свою маску и будешь здоров.
Бред и ересь. И огромный вред для деревьев.
Весь этот мусор оттягивает ветки. На нем скапливается снег, его пропитывает дождь. Под этой тяжестью ветки ломаются.
Уже не говоря об эстетичности. Лично у меня таки виды вызывают омерзение.
В последние годы деревья с ленточками повадились использовать всяческие фотографы для перфомансов. То голую модель в ленточках снимут, то девушка-фотограф с ними в снегу порезвится...
Однако закон такого рода действия трактует как оскорбление чувств верующих. А это уже серьезная статья.
И возникает вопрос: а надо ли винить туристов, которые столкнулись с этим явлением впервые и не знают, как правильно? Я считаю, что ответственность тут лежит на тех, кто сопровождает гостей Алтая и не в состоянии объяснить, как себя надо тут вести.
Кстати, это тема отдельного разговора...
И добавлю специально для православных христиан. Церковь трактует подобные действия как большой грех. Во-первых, это выражение недоверия Богу - когда христиане просят счастья не у него, а у каких-то других сил. Во-вторых, это обряд из чужой веры, чужой религии. И, совершая его, причем, неправильно, христиане уподобляются обезьянам, бессмысленно повторяющим какие-то поверхностные действия.
Но можно ли повязывать ленты неалтайцам? Если вы - не воцерковленный христианин и под руководством местного жителя, который расскажет, как это правильно делать, тогда да.
Текст и фото Ирины Дмитриевой
Благодарю за помощь в подготовке материала Арину Беленирову