Наверняка многие заметили, что после начала военной операции на Украине в российских кинотеатрах перестали показывать фильмы, выходящие в мировой прокат. Причина этого в позиции, которую заняли т.н. мейджоры (Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount): новые картины были запрещены к показу на территории РФ или отзывались из проката.
С новыми фильмами понятно, но есть ещё фильмы и музыка, выпущенные ранее и доступные в музыкальных и видеосервисах. В теории, мейджоры могут наложить запрет и на их использование. Только результат может оказаться нулевым.
Вчера издание «Ведомости» сообщило о разработке законопроекта, расширяющего сферу применения принудительной лицензии на медиаконтент и другие объекты интеллектуальной собственности.
Сейчас российские законы допускают получение такой лицензии — если сам правообладатель не использует патент или промышленный образец, что приводит «к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке».
Уже знакомая формулировка, да? Похожим образом в правительстве собираются внедрять внешнее управление в активах компаний, которые свернули деятельность в России.
Кроме того, ещё в марте в ГосДуме разрабатывали поправки в Гражданский кодекс, в которых предлагалось запретить расторжение лицензионных договоров и их пролонгацию на срок действия санкций.
Если для медиаконтента такой механизм только разрабатывается, то в фармакологии он уже используется. Ещё в прошлом году несколько российских фармкомпаний получили такую лицензию на препарат Ремдесивир (препарат, применяемый при лечении COVID-19). А в марте вышло постановление правительства, значительно упрощающее получение такой лицензии уже в новых условиях.
На самом деле ни правительство, ни законодатели не изобрели ничего нового. Тот же путь в своё время прошёл и Китай, в отношении которого после событий на Тяньаньмэнь вводили и санкции, и эмбарго.
«Но Китай обернул ситуацию на пользу себе. И начал копировать все, что только можно, не брезгуя ни промышленным шпионажем, ни обратной инженерией. Постепенно качество копий становилось все лучше, а потом они даже начали превосходить оригиналы — и по функционалу, и, главное, по цене. …Выходили на небольшие европейские фирмочки с выгодными контрактами, те искали ходы-выходы в законах, чтобы наладить торговлю, и в итоге идея мировой изоляции тупо провалилась», — описывает те события китаист Александр Вонг.
При этом и Китай тоже не сам это придумал. Практика выдачи таких патентов закреплена ещё в Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883). А появились эти патенты там из-за Великобритании и США, которые после войны за независимость активно пиратили изобретения друг друга, одновременно отказываясь регулировать такие вопросы законодательно. Так что всё возвращается на круги своя.
Помните, ещё в начале марта было много разговоров о том, что в ответ на уход софтверных компаний правительство готовится снять запрет на доступ к торрент-треккерам? Ничего такого, как видим, не понадобится, есть более изящные инструменты. Которыми, к тому же, пользовались инициаторы нынешних санкций против России.
#РепортёрРазбор