Найти в Дзене
Молитва и Размышление

ВСТРЕЧА ВОСКРЕСШЕГО С МАРИЕЙ МАГДАЛИНОЙ И С УЧЕНИКАМИ

Оглавление

Читатели Евангелия от Иоанна могут обратить внимание на то, что ко Гробу, в котором был положен Христос, приходит одна Мария Магдалина: В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику (Ин. 20: 1-2). Может возникнуть впечатление, что Евангелист Иоанн дает нам какие-то другие данные: у Матфея, Марка, Луки пришло несколько женщин, а здесь одна Магдалина.

На самом деле, это впечатление возникает только при поверхностном и невнимательном чтении. Магдалина, в ужасе прибежавшая к Симону Петру и к другому ученику, говорит: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

Из этих слов очевидно, что Мария Магдалина пришла ко Гробу не одна, просто Евангелие от Иоанна говорит о ней одной.

Но вот дальше идет очень интересный рассказ о том, как Магдалина встретилась с Воскресшим:

Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20: 11-17)

Это самая первая из всех встреч с Воскресшим. Поэтому первым человеком, встретившим Воскресшего Иисуса, можно по праву назвать Марию Магдалину.

Мария не узнает Христа, потому что Он изменился. Очень интересна ситуация: Магдалина хочет прикоснуться ко Христу, а Он не позволяет Ей.

Почему?

Существует древняя версия, поддерживаемая множеством святых отцов, которая пытается найти ответ на этот вопрос. Ответ в том, что Воскресший Христос стал Иным, а Мария своим порывистым жестом показывает, что относится ко Христу, как к прежнему Учителю. Христос отстраняется от нее, показывая, что нельзя мыслить по-земному, что все не как прежде, Он идет на Небеса. Запрет касаться – подчеркивание, что Он Воскрес, изменился и теперь начинается новая эра в Его отношениях с учениками.

Так, например, считает святитель Иоанн Златоуст: «Мне кажется, что она и теперь желала обращаться с Ним, как прежде, и от радости не представляла себе ничего великого, хотя Он и сделался по плоти гораздо совершеннейшим. Поэтому Христос, чтобы отклонить ее от такого мнения и внушить ей не говорить с Ним без всякой осторожности (потому что и с учениками, как видно, Он уже не обращался по-прежнему), – возвышает ее помышления и чрез то научает ее более благоговейному с Ним обращению».

И еще на одну трогательную деталь этой истории можно обратить внимание. В 10-й главе Ев. Иоанна Христос сравнивает Себя с хорошим пастухом. У нас это переведено торжественно: «Пастырь добрый», но на самом деле имеется в виду хороший, заботливый пастух. Себя Иисус сравнивает с пастухом, нас – с Его овечками. Иисус говорит: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им (Ин. 10: 3-6). А теперь вспомните рассказ о встрече Воскресшего с Марией. Она не узнала Пастыря. Тот окликнул ее по имени, и Мария узнала голос Его и пошла за Ним.

Все мы – овечки Божии, и когда Он нас окликает, должны следовать за Ним.

Сомнения учеников

Многим современным людям непросто принять учение о телесном Воскресении из мертвых и изменении Иисуса Христа. Не надо думать, что скепсис в этом вопросе – знамение нашего времени и что две тысячи лет назад люди были наивными и всему верили. Евангелия, рассказывая о Воскресении Христовом, постоянно сообщают о смущениях, колебаниях, сомнениях очевидцев Воскресения.

Особое внимание этим сомнениям и тому, как сомнения уступают место уверенности и вере, уделил Евангелист Лука.

На одной страничке рассказа о Воскресении Христовом у Луки (вся 24-я глава его Евангелия) он поместил 3 самостоятельных истории: 1) история женщин; 2) путники на дороге в Эммаус; 3) встреча Воскресшего с Апостолами.

И каждый из этих самостоятельных сюжетов строится по принципу: сомнение, сменившееся верой.

Судите сами:

1: В рассказе о посещении женщинами гробницы Лука берет за основу рассказ Марка. Марк ничего не сообщает о растерянности женщин, Лука же акцентирует на этом внимание читателя: войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем… (ст. 3-4).

Увидев Ангелов, женщины совсем пугаются и падают на землю: И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле… (ст. 5).

После беседы с Ангелами вспомнили они слова (ст. 8) Иисуса, что показывает постепенное пробуждение в них веры. От растерянности, страха и неверия женщины приходят к вере.

2: Путники идут из Иерусалима в Эммаус. С ними поравнялся Воскресший. Их глаза «удержаны», и далее ученики проявляют крайнюю степень сомнения: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло… (ст. 21).

Иисус с ними беседует. и постепенно сердца их загораются надеждой. И когда они садятся с Иисусом за стол, пелена спадает с их глаз.

Итак, мы видим, как и здесь от неверия уже не женщины, а ученики приходят к вере.

3: Ученики сидят вместе в одном из домов Иерусалима. Вдруг пред ними предстает Иисус.

Они сомневаются: Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа (ст. 37).

Иисус их прямо обличает за сомнение: Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (ст. 38)

Воскресший убеждает их, дает потрогать Себя. Но сомнение не проходит: они от радости еще не верили и дивились (ст. 41).

Иисус продолжает доказывать, что Он на самом деле Воскрес. И лишь тогда их неверие сменяется верой.

Вот так Лука показывает, что любому человеку непросто поверить в реальность Воскресения, но не стоит бояться делать шаги навстречу этой вере.

Кстати, отметим и еще одну интересную деталь в этих рассказах Ев. Луки: три маленьких сюжета – женщины, двое учеников и все ученики. Каждый раз они проходят путь от неверия к вере. И каждый раз история их уверования заканчивается одинаково: они бегут, чтобы поделиться этой вестью с другими; они размыкают круг уверовавших, чтобы вовлечь в этот круг и других.

Женщины: Возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (ст. 9);

Двое: Встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними (ст. 33);

Все Апостолы: Поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (ст. 52).

Евангелист Лука не говорит об этом прямо, но подводит читателя к выводу: если и мы уверовали в реальность Воскресения Христова, мы не должны хранить в себе эту веру, а должны спешить поделиться ею с другими.

Я не хочу углубляться в этот вопрос и рассказывать, как тему неверия – уверования решает каждый из Евангелистов. А у каждого есть свои «приемы» для этого. Но невозможно обойти вниманием Ев. Иоанна. В библеистике рассказ Иоанна о Пасхе считается самым изысканным, самым виртуозным. Здесь описаны не только эмоции участников события Пасхи, здесь создан свой микромир события, в котором находят место даже стихии мира.

Если у Луки мы видим просто неверие, то у Иоанна это уже какое-то отчаяние.

После Смерти Иисуса, кажется, помрачились все…

Это касается и «любимого ученика» (20: 8-9), и горюющей Магдалины (20: 11), и испуганных учеников (20: 19), и Фомы с его несколько циничным требованием: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (20: 25).

Все это происходит, когда было еще темно (20: 1). Это замечание о темноте в стиле присущего Иоанну противопоставления света и тьмы символизирует время недоумений.

Но является Иисус, и время сомнений проходит. На грубоватое требование Фомы Иисус отвечает с доброжелательной иронией: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (20: 27). И вообще, когда Иисус появляется, все сомнения исчезают, как ночные призраки. Верить становится так легко…

Константин Пархоменко

Продолжение следует

КАКИМ ИИСУС ВОСКРЕС?