Найти тему
Люблю Псков

"Старший брат" "не помогаша псковичи ни словом ни делом"

Псков и Новгород – "близнецы-братья"?

В 1307 году псковское вече объявило свой город "Господином Великим Псковом" – прямая аналогия с Господином Великим Новгородом. Разумеется, Новгород не мог стерпеть такого своеволия! Но, что характерно, ничего сделать не смог.

В 1342 году Новгород официально признал независимость "младшего брата", перестал присылать во Псков своих посадников. И вообще отношения между Псковом и Новгородом испортились: потому что после Довмонта, а особенно после 1347 года между Новгородом и Псковом вскрылись серьезнейшие противоречия.

Псков защищал Новгородские земли с запада. Почти беспрерывные набеги тевтонцев он принимал на себя, не пропуская их к Новгороду. В боях с тевтонцами Псков становился все сильнее, все самостоятельнее. Но, чем больше он усиливался, тем меньше он нравился Новгороду. Не раз псковское вече обращалось к Новгороду за помощью, но "старший брат" "не помогаша псковичи ни словом ни делом".

Хотя в середине XIII века – очень даже "помогаша", и в конце XIII века Довмонт вел против ордена общие силы Новгорода и Пскова. Но тогда Псков был пригородом Новгорода...

Самостоятельному пригороду, выбирающему собственных князей, тем более независимому государству, Новгород помогать не хотел. Зачем? Удар ордена все равно придется именно на Псков, псковичи вынуждены будут воевать, никуда не денутся. А раз не денутся, то и Новгород заслонят.

А если Новгород вмешается – это может помешать его торговле с Дерптом или с Ригой, раз уж эти ганзейские города лежат в землях ордена. Пусть псковичи сами решают свои проблемы.

Победят – хорошо, врага не пустили. Потерпят поражение – тоже неплохо: ослабнут.

Вторая половина XIV века – сплошные войны Новгорода и Пскова. В 1391 году "поидоша новгородцы ко Пскову ратью". В 1393 году конфликт уладил московский митрополит Киприан. Но уже в 1394 году опять новгородцы "ходиша ко Пскову ратью и стояша там неделю... И убиша ту князя Ивана Копорейского... а иных паде с обе стороны Бог весть".

"Розмирье" длилось четыре года, но к 1398 году при немирных отношениях с Новгородом добавилась еще битва с Литвой и орденом. Новгород воевал с Псковом одновременно с иноверными, иноязычными государствами. Как ни суди позицию Новгорода в отношении Пскова, – а особым общерусским патриотизмом от нее нисколько не пахло.

Кстати, все крепостные стены Пскова – и стена Среднего города 1309 года (стена посадника Бориса), и деревянные стены Среднего города 1360-х годов (потом, в 1374-1375 годах перестроенные в камне), и, наконец, деревянные стены Окольного города 1465 года возводились не в моменты опасности со стороны Запада, а в моменты конфликтов с Новгородом, то есть в ожидании "новгородской ... (нашествия)" (Прим. научного редактора)

То, что было только во Пскове, и чего не было в Новгороде

Так это как раз грандиозные крепостные сооружения. Сложенные из местного плитняка крепостные стены Пскова имеют протяженность около 10 км.

Новые линии стен строили все время, буквально всю историю Псковского государства. Растет город – и тут же появляются новые пояса каменных стен. В общей сложности этих поясов насчитывается пять.

Первая линия ("Перси Пскова", то есть Грудь Пскова) сложилась еще в XI веке, а потом несколько раз эти стены подновляли, одевали камнем: в конце XII, в конце XIII, в середине XIV века.

Нынешние Перси Пскова
Нынешние Перси Пскова

В 1393-1394 годах, во время перемирия с Новгородом, псковичи в очередной раз перестроили "Перси", чтобы построить "на Персех" колокольню для вечевых колоколов. Демонстрация предназначалась никак не для Ливонского ордена и не для Великого княжества Литовского и Русского (колокольня стояла внутри города), а именно для Новгорода.

В конце XIII века возник Довмонтов город со стеной, и уже после смерти князя, к 1309 году, до конца оградили "застенье" – пространство около 20 гектаров внутри третьего кольца крепостных стен.

В 1365 году возведена новая деревянная, затем (1374-1375) перестроенная в камне крепостная стена, включившая в черту города еще около 20 гектаров. То, что внутри, получило название Средний город.

Окольный город к югу от Кремля (1465) и Запсковье (на другом берегу ПсковЫ) – окружены стенами к 1465 году.

План Пскова XVI  века. Не обозначена стена посадника Бориса 1309 года, практически уже разрушенная
План Пскова XVI века. Не обозначена стена посадника Бориса 1309 года, практически уже разрушенная

Псков и его храмы

Церковная архитектура и живопись Древнего Пскова считается одной из основных, чуть ли не более самобытной и яркой во всей Древней Руси.

Сооружения XII-XIII веков близки к новгородской школе – монументальные постройки собора Ивановского (XII-XIII века), Мирожского (XI век), Снетогорского (1310 год) монастырей.

К XIV веку сложилась особая школа: Псков отделялся от Новгорода не только политически, но и духовно. А изобилие местного камня-известняка делало эту задачу сравнительно легкой.

Церкви этого времени невелики, соразмерны человеку. Исключение – громадный, монументальный Троицкий собор. Но и это очень в духе Древнего Пскова: сочетание колоссального Троицкого собора, символизирующего государственность, и небольших камерных церковок, которые ставились отдельными горожанами или общинами горожан, в том числе концами.

Фото Максима Евдокимова
Фото Максима Евдокимова

И не так уж многое придумано псковскими мастерами: ну, перекрещивающиеся ступенчатые своды, ну, узорные выпуклые дорожки, ну, легкий наклон стен сооружения.

Церковь Богоявления с Запсковья
Церковь Богоявления с Запсковья

Ну, строилась возле церкви звонница в два-три-пять пролетов... Такая звонница бывает необыкновенно красива в лучах заката.

Церковь Воскресения со Стадища, фото Юрия Карпова
Церковь Воскресения со Стадища, фото Юрия Карпова

Не так уж велики отличия от архитектурных традиций других древнерусских городов.

И все же есть в этой псковской архитектуре нечто, с трудом поддающееся анализу и в то же время позволяющее отличить псковские церкви от всех остальных. Какая-то почти аскетическая ясность и лаконичность форм, какое-то совершенно особенное сочетание суровости и лирической интимности.

Церковь Сергия с Залужья, фото salexwl
Церковь Сергия с Залужья, фото salexwl

Так же самобытна и иконопись

Достаточно посмотреть на такую удивительную икону XIII-XIV веков, как "Илья" из села Выбуты. По уровню живописных решений, трактовке личности Ильи, выразительности других фигур композиции – это уже почти живопись.

Псковская икона "Илья". В 1928 году она попала в Третьяковскую галерею для реставрации. Там и осталась
Псковская икона "Илья". В 1928 году она попала в Третьяковскую галерею для реставрации. Там и осталась

Прочитала в источнике об одной псковской неканонической иконе, попыталась найти ее в интернете. Тщетно. Но описать ее хочется. Даю слово автору:

Некоторые сюжеты икон вызвали бы протест официальной церкви.
Например, икона, изображавшая Бога Отца в виде старого крестьянина, лежащего на печи. С точки зрения канона, облик Бога Отца неизвестен, изображать его как человека – глубоко ошибочно, даже кощунственно.
Но добрый живописец выписал отдыхающего старика поистине любовно, с явно сыновними чувствами: он не забыл даже поставить Богу возле печки обрезанные валенки – чтобы Господу удобнее было обуться и сходить на двор.

Наверное, поэтому и не нашла. Жаль.

Кое что об экономике

Псковская земля намного беднее Новгородчины: Псков не был ни членом Ганзы, ни богатейшим городом, ни поставщиком воска, пушнины и рыбы на пол-Европы (Новгород был главным торговым союзником Ганзы в России). Но экономика Пскова развивалась куда гармоничнее, естественнее, чем новгородская.

Худ. Аполлинарий Васнецов
Худ. Аполлинарий Васнецов

И – капля дегтя:

Псков – прежде всего таможня. Его основная экономическая база – не земля, а транзитная торговля и, что весьма вероятно, контрабанда.
(Прим. научного редактора)

Псков не вывозил, но и не ввозил хлеба: он обладал "продовольственной независимостью" – а Новгород ею не обладал.

Купить сырье и продукты ремесла было бы не на что – и приходилось самим развивать ремесла, чтобы снабжать город всем необходимым. Города псковской земли остро нуждались не только в каменных церквах, но и в высоких прочных крепостных стенах. Приходилось держать многочисленные артели каменотесов и строителей.

Очень распространенное во Пскове кожевенное производство
Очень распространенное во Пскове кожевенное производство

Города были окружены поясом огородов и садов, рыба из озер и рек тоже продавалась в городах.

Все это было не такое масштабное, как в Новгороде, без того международного размаха, маленькое, аккуратное... в основном для внутреннего употребления. Но зато и более надежное: эдакая плотно сбитая комбинация многих отраслей сельского хозяйства, отхожих промыслов, ремесленных специализаций, торговли.

Источник – "Отец городов русских. Настоящая столица древней Руси" Андрей Буровский

Если покажется интересным, отметьте, поделитесь с друзьями ). Можно подписаться на канал. И подскажите, если что окажется не так или о чём еще надо будет написать. Спасибо.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц